К изучению следов пребывания армян на Балканах в средние века
Гагик Погосян
“Они потрясли Восток и просветили Запад” Edward Gibbon, The History of the Decline and Fall of the Roman Empire, v. 6, L., 1898
Краткая история Павликианства1 Шел 554 год. В Армении в городе Двин, был созван церковный собор. В числе прочих вопросов, отцы церкви были вынуждены отреагировать на поднявших голову сторонников религиозно-философского учения, именуемых себя павликианами. Однако учение было недооценено, а реакция вылилась в “открытое письмо”2. На формирование нового учения существенное влияние оказали манихейство и маздакизм. По своим философским воззрениям оно было дуалистичным. Признавались – Бог добра (небесный отец), Бога зла (сатана) и Христос, как один из ангелов и сын Бога добра. Согласно учению, после того, как будет уничтожен Бог зла (творец видимого мира и людей), на земле распространится власть Бога добра. Учение отвергало культ Богородицы, пророков и святых, а так же церковь и, как следствие, церковную иерархию. Священной книгой считался Новый завет за исключением посланий апостола Петра. Учение, зародившееся в центральной Армении, стало быстро распространяться и вскоре охватило всю Восточную Армению. К середине VII в. Армянская Апостольская церковь предприняла некоторые шаги. Нерсес Строитель3 изгоняет павликиан целыми группами, которые оседают, в основном, на границе с Византийской империей на западе и Арабским халифатом на юге. В этой среде оказывается некий Костандин4, развернувший свою деятельность в Высоком Айке (арм., ґісУс РіЫщ), затем, перебравшись в пределы Византийской империи, создавший общину в крепости Кибасса. Византийская империя, почувствовав угрозу, выслала карательную экспедицию во главе с полководцем Симеоном5, который захватил оплот, но примкнул к побежденным. Учение, распространившееся в Западной Армении, вскоре распространилось и по всей Малой Азии. Юстиниан II (685-695, 705-711) истреблял ее представителей тысячами, однако за каких-нибудь пятьдесят лет они исчислялись уже десятками тысяч. С началом VIII в. гонения на павликиан усиливаются. Созванные в Партаве церковные соборы 702-705 годов начинают разрабатывать каноны против уже “еретического движения”. К тому времени, Арабский халифат, под номинальной властью которого уже полвека более или менее мирно, находилась Армения, усиливает давление, что приводит к восстанию 703 г. под руководством Смбата Багратуни. В движении павликиан происходит естественная трансформация – совмещение религиозно-философского учения с народно-освободительным движением против Халифата, приведшая к еще большему размаху движения павликиан. Как сообщает Ованнес Одзнеци6: “Из своего центра возле озера Ван, они растекаются по земле, как потоп губительной воды”. Константин V Копроним (741-775) признавал их еретиками, хотя и симпатизировал отдельным сторонам павликианского учения. В целях укрепления северо-западных границ империи он переселяет их из Мелитены7 и Феодосиополя8 в Армении во Фракию9, надеясь поставить их живым заслоном европейской части империи от нашествия кочевников. Но при Ирине (780-802) из союзников империи павликиане стали ее врагами. Примечательно, что и Ирина и иконоборцы относились к ним одинаково сурово, начав их массовое истребление. Особенно жестокими были действия Льва V Армянина (813-820), который казнил десятки тысяч еретиков. Основной причиной явился переход павликиан на сторону болгарского князя Крума. Из указанного периода, т. е. с середины VIII в. по первую треть IX в., до нас дошли сведения еще о трех предводителях движения павликиан: Овсепе10, Вагане11 и Сергиосе12. Движение в то время было сосредоточено в северо-восточных областях Малой Азии, где население было по преимуществу армянским. Императрица Феодора (842-856)13 предприняла карательный поход против павликиан: “одних распяли на кресте, других обрекли мечу, третьих – морской пучине... В это время у стратига Анатолика состоял в помощниках некий муж по имени Карвей14, занимавший должность протомандатора15, кичившийся и гордившийся уже упомянутой павликианской верой. Узнав же, что его отец распят на кресте, переживая это горше всех бед ... он бежал вместе с пятью тысячами других сторонников ереси к Амру, владевшему тогда Мелитеной... Они были встречены с большими почестями, дали и получили клятвы верности и вскоре стали совершать набеги на ромейские земли ради трофея. Умножившись в числе, они принялись за строительство городов: Аргава, Амары. Когда же туда стеклось множество других причастных к сей порче, они соорудили еще один город, который назвали Тефрикой”. С этого времени начинается наиболее активный период в истории павликианства, являвшийся апогеем движения. Павликиане создали в Малой Азии на арабо-византийской границе свое государство со столицей Тефрика16. Карбеас и его последователь Хрисокир17 умудрялись не только отражать нападения, но и сами совершали походы во внутренние области Византии, доходя до Анкиры, Никеи и Никомедии. Однако в 872 г. император Василий I18, сумел таки положить конец соседям, ставшим уже весьма агрессивными. Тефрика была разрушена и павликианству был нанесен такой урон, от которого их военно-религиозные общины так и не смогли оправиться. Тогда во всей Западной Армении было умерщвлено около 100 тысяч “еретиков”. Уцелевшие бежали в Восточную Армению и объединились с исключительно мононациональным армянским движением, именуемым тондракийским. А те павликиане (в преобладающем большинстве армян), которых неоднократно в VIII-IX вв. переселяли на Балканы, распространили свои идеи, сыграв немалую роль в возникновении богомильства. А в дальнейшем в ряде европейских стран, где только находили благоприятную почву (например, альбигойцы и т.д.).
Армянские топонимы в Болгарии Следы пребывания армян, переселенных на Балканы (во времена Византийской империи), сохранили топонимы19. На территории Болгарии встречаются, например, среди ойконимов20: село Ерменово, село Армянковци, село Армените; среди оронимов21: местность Арменица, местность Ерменлии, поляна Армянска; среди гидронимов22: река Ерменска и т. п. Но все выше перечисленные топонимы содержат корни, указывающие на исключительно этническую принадлежность. Однако, в основном на территории нынешней Болгарии, удалось обнаружить топонимы, содержащие также этно-конфессиональные корни. Благодоря последним удалось локализовать место переселения армян, исповедовавших павликианство. Лишившись вооружения и перейдя на статус мирных поселенцев, павликиане отнюдь не ассимилировались с болгарским населением, как считают многие ученые. Наоборот, встретив сочувствие в восприятии своих верований, они сохранили язык, вплоть до принятия потомками в XVII-XVIII вв. католичества.