“...События в этом мире не всегда происходят так,
как того желали бы наиболее разумные из людей.”
Вольтер. “Философские повести”
Выдающийся французский мыслитель Франсуа-Мари Аруэ, известный миру под именем Вольтер, как правило, добавлял к своим философским размышлениям изрядную долю иронии и сарказма. Эта особенность вольтеровского изложения заметна и в приведенных выше словах, если воспринять их в преломлении к нашей многотрудной национальной истории. Ибо, несмотря на множество наиболее разумных из армян, внесших достойный вклад в развитие человеческой цивилизации, на долгом пути Армении происходило гораздо больше падений, чем взлетов. Однако, несмотря на трагичность судьбы, мы не только не исчезли с лица Земли, как многие древние этносы, но и сохранили язык, традиции и культуру, сумев к тому же не изменить избранной предками вере. Должно быть, Господь всякий раз уберегал нас от гибели, видя, что в ураганах варварских нашествий люди бросают нажитое тяжелым трудом и предпочитают спасать от врагов бесценные письмена как наследие национального разума... Сегодня, пытаясь разобраться в сути окружающей действительности и понять, почему наша армянская квартира столь неблагоустроенна и некомфортна, невольно задаешься вопросом: а соответствуем ли мы по степени своей разумности и уровню морали тому, чтобы удостоиться Божьего благорасположения? Иначе говоря, адекватно ли нравственно-психологическое здоровье нашего общества нормам и правилам библейских заповедей, давно укорененным в благополучных странах? К сожалению, отрицательный ответ не исчерпывает сути тревожной проблемы, так как в сфере морали и разумности мы не только отстаем в развитии, но и деградируем буквально на глазах. Казалось бы, время первоначального накопления капитала, через которое прошли все государства с рыночной экономикой, осталось позади и у нас. Во всяком случае уже не первый год, как наиболее известных “накопителей”-олигархов без единой запинки перечисляет любой армянский школьник. Но погоня за наживой продолжается с неугасающим энтузиазмом, все более углубляя гипермонополизацию экономики и обостряя тем самым социальную и внутриобщественную нестабильность. А между тем и власть, и сами олигархи, влияющие на нее своим личным присутствием в законодательных и исполнительных структурах, должны понимать, что ненасытность аппетита безнравственна не только для бытового восприятия сотен тысяч рядовых сограждан, но и как разрушительный механизм, вырабатывающий исключительно негативные экономические и политические последствия. Ведь, в отличие от простых смертных, они немало путешествуют и не могут не видеть, что в благополучных странах материальный достаток (а тем более избыточный) не самоцель, а средство повышения общего уровня жизни, ее качества. В том числе и духовного, и нравственного. Вот почему упорное нежелание отказаться от олигархического модуса в пользу прозрачной, одинаково доступной для всех и конкурентоспособной рыночной экономики с течением времени все ярче выявляет как очевидное слабоумие, так и бескрайнюю аморальность самих олигархов. Еще за 400 лет до нашей эры мудрейший из древних греков – Сократ – говорил о тождестве знания и добродетели и о том, что человек, который ошибается в выборе между злом и благом, делает это по недостатку знания. Знание приближает человека к истине и делает добродетельным его поведение, а недостаток знания ведет к поступкам глупым и потому дурным. Спустя много веков Лев Толстой подтвердит, что причиной девяти из каждых десяти дурных человеческих поступков является не что иное, как глупость. Взаимосвязь мудрости и добродетели, как и причинно-следственное родство слабоумия и безнравственности, отмечают и современные исследователи криминальной психологии. Многолетние наблюдения в этой области приводят к выводу, что преступник никогда не бывает умен (не путать с коварством гиен или шакалов). Разумному человеку не придет в голову грабить, насиловать и убивать. А значит, преступность в общем и целом есть не что иное, как опасная, необратимая форма слабоумия. И тот факт, что преступность в Армении неуклонно растет пропорционально снижению уровня жизни и забвению элементарных норм нравственности, свидетельствует лишь об одном: слабоумие, нередко переходящее в откровенный идиотизм, не просто вытесняет разум из всех сфер общественной жизни, но и куражится над ним, как над ненужным и надоедливым хламом. Оно проникает во многие поры государственного и общественного организма, все больше превалируя в программах всех телеканалов, в рекламных текстах радиопередач, в рассуждениях лукавых “экспертов” и “обозревателей”, неизбежно приводя к общему регрессу воспитания, образования и культуры... Ежедневно десятки раз радиореклама зазывает слушателей в легендарное казино “Сенатор”. С трудом скрывая клокочущий в горле восторг, диктор бодро сообщает, что к услугам посетителей – бесподобный комфорт, изящные интерьеры, вкусная еда... красивые женщины (?!) Услышав эти велеречивые изыски, невольно задаешься целым рядом недоуменных вопросов. Во-первых, на каком основании игорный дом называет себя легендарным? Здесь что, произошло Аварайрское сражение? Или, наслаждаясь интерьером и вкусной едой, великий Месроп изобретал нашу письменность? Или, сидя за покерным столом, Тигран Петросян низлагал с шахматного трона Михаила Ботвинника? Во-вторых, почему “Сенатор”? Нежели тот, кто подписывал лицензию этого заведения, напрямую ассоциирует его характер с высоким статусом ответственных государственных мужей и не осознает, что тем самым наносит удар по авторитету государства? И, наконец, в-третьих, относительно красивых женщин. У любого мужчины природной ориентации это словосочетание пробуждает вполне определенные фантазии не только и не столько сугубо эстетического характера. Услышав такой заманчивый посул, человек вправе предположить, что помимо игрового азарта легендарный “Сенатор” удовлетворяет и сексуальные потребности своих клиентов. Интересно, как это делается: за дополнительную плату менеджеру или путем аренды гейш у штатного сенаторского сутенера?.. Идя рука об руку и не встречая противодействия ни от государства, ни от общества, слабоумие и аморальность становятся все более воинствующими и незаметно трансформируются в практику повседневности. Люди давно уже привыкли к тому, что какой-нибудь распоясавшийся марзпет может в общении с рядовыми гражданами пользоваться самым гнусным сквернословием; что многие члены парламента, будучи одновременно законодателями и бизнесменами (?!), не в состоянии членораздельно и грамотно произнести ни одной осмысленной фразы или вразумительно ответить на какой-нибудь простой вопрос; что дорожная полиция, сама же сплошь и рядом нарушающая правила движения, отнюдь не озабочена безопасностью пешеходов и водителей, а открыто и безнаказанно занимается шантажом и вымогательством. Недостаток знания и пренебрежение моралью нередко извращают до полной противоположности даже самые благие намерения. Трудно понять, например, каким местом думали те угодливые пиарщики, которые организовали помпезное телевизионное шоу из благотворительной акции в поддержку известного деятеля нашей танцевальной культуры. Стремясь как можно ярче продемонстрировать богатство и влиятельность благотворителя, они не только оказали медвежью услугу ему самому, но и нанесли урон авторитету государства. Ведь благотворительность, основанная на искреннем желании помочь нуждающимся, тем и достойна уважения, что благородна по содержанию и скромна по форме. А получилось пошло, безвкусно и кичливо, почти по-черномырдински: “хотели как лучше...” Стыдно было смотреть, как пожилой человек, внесший достойный вклад в сохранение и развитие национальной хореографии, склоняется в три погибели и с дрожью в голосе произносит хвалебные оды ради нескольких тысяч долларов, которые он, живя в какой-нибудь благополучной стране, без всякого унижения ежегодно получал бы как заслуженное пенсионное пособие от государства. Порочный круг интеллектуального дефицита, провинциальной кичливости и отсутствия нравственных тормозов опоясал наше общество не сегодня и не вчера. Восемнадцать лет назад его четко очертили “либерал-демократические” отцы-основатели независимой Армении, которая еще не успела опомниться от гипноза коммунистической демагогии. Тогда они крепко вдолбили в общественное сознание идею “патрициев” и “плебеев”, причислив к первым целую плеяду одиозных личностей и указав вторым их место на свалке жизни. Это и разделило общество на избранных, которые ограбили и присвоили его достояние, и на массу бесправных, которым рекомендовали сводить концы с концами, беря в долг друг у друга. И теперь, когда, оправдывая понесенное фиаско в попытках вернуться к власти, они ссылаются на общественную инертность и безразличие, так и хочется прибегнуть к сталинской терминологии и сказать: “У нас для вас нет другого народа, господа”. Вы же сами и выпестовали его таким, каков он есть, ибо первые семь лет независимости бразды правления находились не в чьих-нибудь, а именно в ваших руках. Никто, кроме вас, не виноват, что этот период начальной школы становления молодой государственности был использован исключительно с целью утоления властных амбиций “избранных” и личного обогащения “своих” людей. Вот чем главным образом объясняется недоверие и безразличие народа, который пренебрег высокопарным словоблудием и отвернулся от неудавшейся оппозиционной эпопеи так, как отбрасывают в сторону маловразумительный и скучный детектив. Тектонические изменения геополитики в регионе Южного Кавказа, объективно отягощенные длительной блокадой Армении и неразрешенностью арцахской проблемы, сегодня ставят перед страной задачи особой сложности. А с учетом очевидного нравственно-психологического нездоровья нашего общества нынешней власти предстоит преодолеть максимально высоко поставленную планку. Сделать это можно различными способами, и уменьшение высоты планки отнюдь не единственная возможность ее преодоления. В решающие моменты истории побеждает тот, кому доверяет и кого поддерживает народ, – единственный объективный оценщик собственного благополучия и безопасности. Обеспечить их в кратчайшее время путем волевого проведения давно назревших социально-экономических и административно-правовых реформ и есть главная задача. Лишь успешно решив ее, власть может заручиться доверием общества и спасет себя и страну от ржавчины слабоумия и безнравственности, которая в наших условиях гораздо опаснее внешних угроз.