Местность Кесаб, расположенная на границе Сирии с Турцией, берет свое название от одного из одиннадцати расположенных здесь армянских сел. В далеком прошлом эта территория входила в Киликийское царство, так что, несмотря на драматические повороты истории, армяне здесь живут на своей земле. Население Кесаба невелико. По данным переписи 2002г., в общей сложности здесь проживает порядка 2000 человек плюс 800 приезжих. В основном это выходцы из Кесаба, переехавшие в другие места, которые ежегодно проводят на родине по несколько месяцев.
До 1947г. общая численность населения одиннадцати сел составляла 8000 человек. Но в период репатриации 6000 кесабцев выехали в Армению, однако на советской родине прижились не все, многие переехали в США и во Францию, несколько семей вернулось в Кесаб.
Занятия кесабцев не менялись веками. Они прекрасные садоводы. Здесь растут не сравнимые ни с какими другими яблоки – огромных размеров и сочные, словно персики. Наряду с садоводством у кесабцев традиционно существуют и другие занятия, в том числе и вызывающие недоумение у приезжих, например, производство мыла из лаврового плода. Если лавровый лист пользуется популярностью во всем мире, то о том, что это дерево способно давать плоды, знают, наверное, только кесабцы да еще специалисты-ботаники. Мыло из плодов лавра по внешнему виду совсем простое, напоминает хозяйственное, но уникальные косметические свойства снискали ему огромную популярность и более чем оправдывают высокую цену. Из лавра в кесабских селах производятся и эфирные масла, которые используются в косметическом производстве.
Собственно кесабские села – это пусть недавнее, но уже прошлое. Лет двадцать назад облик и жизнь Кесаба существенно изменились. Неподалеку от уютных, утопающих в зелени садов сельских домиков стали расти отели и рестораны. Курортной зоной Кесаб стал вроде бы неожиданно. Похоже, об этом райском уголке природы никто прежде не знал. Еще пару десятилетий назад курортники-первооткрыватели просто снимали комнаты в селах Кесаба.(Оказывается, отдых “дикарями” был принят не только у советских людей.) Но число отдыхающих росло и росло. На возможность развития нового бизнеса кесабцы отреагировали оперативно.
Отели и рестораны начали строить не в самих селах, а на свободных землях, разделяющих их. Расстояние между селами все более сокращалось. И наконец все они слились в единый Кесаб – ныне курортный город, привлекающий отдыхающих со всего арабского мира.
Природа Кесаба действительно восхитительна. Невысокие, но лесистые горы чуть ли не вплотную подступают к Средиземному морю. Сочетание моря, гор и лесов превращает Кесаб в сказочный оазис посреди изнывающей от зноя пустыни. Когда всего лишь в нескольких десятках километров отсюда жара за +50, в Кесабе свежо и прохладно, а на вершинах гор дремлет туман. Морские купания в арабском мире не приняты. Измученному солнцем арабу такая роскошь и не нужна. Для сирийца, жителя Саудовской Аравии, Иордании и Катара возможность просто передохнуть от нестерпимой жары – предел курортных мечтаний. Число отдыхающих год от года растет. Не случайно в некоторых ресторанах приобретающего все большую популярность курорта число мест приближается к тысяче.
Но самая большая достопримечательность этих мест – сами кесабцы. Они не только гостеприимны, просты в обращении, неизменно доброжелательны и приветливы, национальный дух здесь невероятно силен и является определяющим в мировоззрении. Живя в многонациональной стране, где бок о бок сосуществует масса, (в том числе и малоизвестных конфессий), кесабцы предельно терпимы ко всем вероисповеданиям и народам, но их приверженность армянской идее – превыше всего. Вероятно, именно это позволило горстке оторванных от Родины местных армян сохранить свою национальную принадлежность. А это и вправду было не просто. Рядом веками живут арабы, греки, другие народы этого этнически и конфессионально разнообразного региона, а высоко в горах расположено два села, жители которых считают себя потомками арамейцев и даже говорят на своем, считающемся мертвым языке. Есть и села алауитов. По официальной версии они мусульмане, но ни одной мечети в их селах нет. Поговаривают, что в прошлом это армяне, насильственно обращенные в мусульманство, но сами алауиты говорить о своем прошлом и настоящем абсолютно не склонны. Во всех случаях, чтобы остаться армянами и сохранить христианскую веру, кесабцам пришлось приложить немало усилий.
Буквально в двух шагах от Кесаба – враждебная Турция, граница с которой практически не охраняется. Заградительных сооружений и пограничных постов здесь нет. В самой Сирии к армянам предельно доброжелательны, но так легко раствориться в бескрайнем арабском море, сменить веру, забыть об армянстве. Этого не случилось. И, судя по всему, такого рода опасения безосновательны. Кесабцы настроены очень решительно: остаться армянами несмотря ни на что, если надо, защищать свою землю, отдать за нее жизнь, но если не удастся отстоять эту пядь некогда армянской земли, уехать в Армению.
А вот туркам здесь места нет. И чтобы подтвердить эту позицию, кесабцы готовы к любым испытаниям. Когда несколько лет назад президент Сирии приехал в Кесаб вместе с премьер-министром Турции, они решили пообедать в ресторане “У Грача”. И тогда случилось, казалось бы, невероятное. Хозяин ресторана преградил дорогу высоким гостям и решительно заявил, что ни один турок никогда не станет посетителем его ресторана. Последствия такой дерзости могли быть самыми драматическими. Но, как ни странно, политический инцидент продолжения не имел.
Непривычное, удивительное в Кесабе буквально на каждом шагу. Одно из здешних сел – Кара Дуран расположено в длинном ущелье, срезанном побережьем. Вход в это ущелье со стороны моря достаточно узок – всего лишь 100 метров, поэтому название села в армянской интерпретации выглядит вполне адекватно. Однако, как утверждают местные жители, название этого седа происходит от римского “коридориум”, что тоже представляется вполне обоснованным. Но интересно другое. В этом небольшом кесабском селе в мире и полном согласии сосуществуют две армянских церкви – апостольская и евангелистская. И население Кара Дурана, а проживает там всего около 200 человек, религиозных разногласий не имеет. Полная конфессиональная терпимость характерна для всего населения этой местности. В Кесабе действует также католическая армянская церковь, что воспринимается представителями апостольской и евангелистской церквей абсолютно естественно и спокойно. Главное для всех кесабцев то, что они все армяне и христиане, а потому здесь по-добрососедски живут и мирно покоятся на одном кладбище представители всех трех конфессий. Такого в других армянских общинах не встретишь. Увы, с этим приходилось сталкиваться не раз – прихожане разных армянских церквей отказываются общаться друг с другом. Кстати, кесабская евангелистская церковь когда-то выкупила достаточно большой земельный участок, на котором была возведена крепость, где на случай вторжения турок может укрыться все население, независимо от религиозной принадлежности.
Кстати, армяне-католики сыграли немаловажную роль в истории не только Кесаба, но и Сирии. Когда в 1955г. Турция отобрала у Сирии Александретский санджак, частью которого являлся Кесаб, местные армяне-католики обратились к кардиналу Aгаджаняну, который был в то время одним из претендентов на Ватиканский престол, с просьбой оставить Кесаб в составе Сирии. Кардинал Aгаджанян в свою очередь обратился к Шарлю де Голлю, который сумел каким-то образом изменить первоначальное решение Турции. Кесаб остался в пределах Сирии, а кардинал Aгаджанян получил орден от правительства этой страны за гражданские заслуги.
И различия в политических убеждениях здесь тоже никакого значения не имеют. Удивительно, но буквально в каждом кесабском селе можно встретить представителей всех традиционных армянских политических партий. И все они живут в полном согласии. В Кесабе невозможно представить себе застолье – будь оно веселым или печальным, где бы не встретились представители трех армянских конфессий и разных политических партий, которых роднит армянство, интересы которого требуют единения нации.
В особом почете здесь образованность. Университета в Кесабе, разумеется, нет, но качеству школьного обучения уделяется повышенное внимание. Весомая часть дохода от гостиниц и ресторанов выделяется школам. Кесабцам удалось добиться у правительства Сирии разрешения иметь в своих селах полный 10-летний курс школьного обучения, что при небольшом населении в Сирии позволяется далеко не всегда.
Еще одна особенность кесабцев – пристрастие к охоте. Еды в Кесабе хватает даже на огромное число отдыхающих, и это чисто мужское занятие не связано с практическими задачами. Кесабские леса изобилуют дичью и во время каждой охоты здесь убивают до 16 кабанов. Охота традиционно завершается шашлыком, кстати сказать, удивительно вкусным. Все остальное мясо передают в рестораны, где организуются бесплатные угощения для всех жителей местных сел. Но главное все же не это. У кесабцев и без охоты масса поводов для общих застолий. А вот проживание в 200 м от турецкой границы требует от местного населения умения обращаться с оружием. Здесь хорошо помнят, как в 60-х гг. турки вторглись в одно из кесабских сел и разрушили церковь. Кесабцы готовы постоять за себя, за этот райский уголок некогда армянской земли, где важнейшие черты нашего народа – мужество и приверженность созиданию проявляются особенно ярко.