Гарегин Нжде (Гарегин Тер-Арутюнян, 1885-1955) — армянский политический и военный деятель, член партии Дашнакцутюн. Уроженец Нахичевани. Окончил в 1902 г. среднюю школу в Тифлисе, в 1907 г. — офицерскую школу в Софии. В 1909 г., находясь на Кавказе, арестован царскими властями. Спустя три года вместе с Андроником в Болгарии организовал армянский добровольческий отряд, принявший участие в военных действиях против Турции в составе болгарских войск. После начала Первой мировой войны Нжде вступил в Тифлисе в армянское добровольческое движение и был назначен заместителем командира 2-го добровольческого отряда. В мае 1918 г. принял участие в сражении под Караклисом. С первых дней провозглашения Республики Армения приступил к формированию и обучению Национальной армии. В ноябре того же года назначается командующим войсками в Зангезуре. На этом посту ярко проявились полководческие способности Нжде: им была организована успешная оборона Зангезура от турецко-азербайджанских сил; благодаря ему этот край, защищенный от притязаний Азербайджана, сохранился в составе Армении. В 1921 г., после установления власти большевиков, Нжде перебрался в Иран, затем жил в Болгарии. После вступления советских войск в эту страну (1944 г.) он был арестован, перевезен в СССР и заключен во Владимирскую тюрьму, где скончался. В 1983 г. прах Гарегина Нжде перевезен в Армению. Перу Гарегина Нжде принадлежит ряд публицистических произведений, опубликованных в разные годы в армянской зарубежной печати. Ниже приводится подборка его высказываний о войне, мире и насущных национальных проблемах. Своими мыслями Нжде обращается к нам словно современник и участник сегодняшних событий. Сказанное им семьдесят лет назад поражает своей актуальностью. Большая часть приведенных высказываний воспринимается как афоризмы, обладающие высоким духом заповедей, завещанные великим патриотом нам — ныне живущим.
Все основные стороны нашей жизни испытали потрясение. Произошли громадные изменения, примечательные явления. И общеизвестен тот факт, что события эти развивались абсолютно противоположно нашим желаниям, под диктовку внешних обстоятельств. Мы оказались бессильны дать им соответствующее направление. Это означает, что внутренне мы не были готовы понять смысл событий, направить их в русло наших политических устремлений.
Все стратегически важные позиции маленькой Армении обозначены. Она окружена нашим извечным врагом. Это окружение осуществлено с расчетом, имеющим очевидный смысл, а именно: при удобном случае в самое краткое время и с наименьшими потерями уничтожить армянство. Армения уязвима в нескольких различных позициях, и всего за несколько часов Турция может перерезать эти позиции, отделить друг от друга армянские провинции и соединиться с Азербайджаном.
Враг полон решимости нас уничтожить, у нас нет программы самозащиты и обеспечивающего самозащиту оружия. Однако годы проходят - и никаких усилий в этом направлении.
Это - чрезвычайно прискорбное обстоятельство, и оно заслуживает пристального внимания. Оно означает, что наш народ не только имеет неправильное представление о войне и мире, но и неисправим в своем беспечном отношении к собственному существованию, лишен способности следовать советам и на ставлениям, не способен понять ту элементарную истину, что миролюбивые и трусливые народы страдают от войн несравненно больше.
Моральный и материальный прогресс означает самозащиту посредством внутренних сил. Императивом прогресса является самозащита. Уже никто - кроме нашего народа - не верит, что возможно остановить победоносный локомотив прогресса мольбами поверженных наземь, побежденных и слабых. Отныне ни для кого не секрет, что государства являются естественными противниками, из которых каждый стремится расшириться, усилиться и выиграть за счет соседей. Нападает тот, кто чувствует себя сильным и готовым к нападению, считая наилучшей обороной упреждающее нападение.
Поймем и следующее: - не ради мира заключают договоры, а ради насущных, жизненно важных интересов государств.
Государства считаются с международным правом и уважают подписанные ими договоры, пока выигрывают от существующего положения, однако, как только им покажется более выгодной другая ситуация, «бумажная» дружба с другими, они плюют на договора, оставляют прежних союзников и угрожают всеобщему миру.
Трудолюбивый и обладающий необходимыми способностями в построении своего материального будущего, обеспечивающий себя материальными благами на все случаи жизни, считающий смешным, если кто-либо летом восхищается лишь красотой солнца и не думает о зиме, наш народ удивительным образом является идеалистом в отношении мира, молится на него и абсолютно не верит, что существует зима войны.
Однако война приходит вопреки нашему желанию, потому что закон противоборства правит миром.
Эту истину не хочет понять наш народ - и по этой причине богатства, накопленные кропотливым трудом в мирное время, отдает во время войны врагу, а сам, подобный попрошайке, становится обузой для других.
Состояние мира для человечества не что иное, как усталость.
Обречен тот народ, который быстро устает.
К войне стремится тот, кто здоров.
Война - желание здорового и крепкого, также как мир - вожделение слабого, мечта усталого.
Несомненно, состояние мира усталых народов было бы благом, если бы победившие в войне не были способны злоупотреблять миром.
Надеяться, что в специфических условиях Кавказа, находясь под властью чужой нации, будучи окруженным враждебными народами, армянство должно процветать культурно и экономически, стать политической силой, создать государство - самообман.
Нынешняя Армения едва ли составляет 1/12 нашей исторической родины. Это не родина, а родимый угол.
В сегодняшних своих границах она не в состоянии принять рассеянных по всему миру и лишенных родины армян, чье положение скитальцев катастрофично с двух точек зрения: прежде всего, они безусловно подвержены истреблению, как, например, в Турции, либо в мирных условиях - ассимиляции. Родной угол и народ-скиталец.
Судьба, повергшая наш народ в сомнения и колебания, иначе говоря - в национальный пессимизм. И горе тому народу, который заражен этой болезнью: он стоит на краю могилы.
Не будем, однако, впадать в панику, и без суетных иллюзий и излишних предубеждений примем горькую правду - наше будущее в опасности.
Кто виноват, географическое ли положение страны, христианская ли Европа, мусульманская ли Азия, судьба ли?
- Все, кроме нас. Так размышляет наш неисправимый обыватель.
Это умонастроение... Жалуются, недовольны, проклинают судьбу и бесконечно повторяют, что мы находимся на великих перекрестках, что плохи они, эти перекрестки.
Здесь только одна жалкая истина, но сколько преимуществ взамен. Ведь наше нагорье неприступно, каждая из наших гор неуязвима. Не видеть этого и оплакивать судьбу - есть не что иное, как самооправдание слабого и труса. Самооправдание слабого — психология больного. В этом состоит не только предубеждение, но и порок добродетели.
Было бы неправильно верить больным, когда они жалуются на мир.
Мир - это представление, а источником такого представления является собственная душа.
Когда народы недовольны своей родиной, они больны душою.
Может и вправду народ, расположившийся на одном из самых неприступных в мире нагорий, недостоин своей судьбы, но судьба никогда не бывает неблагодарной.
Будь оно сильным, армянство творило бы чудеса на этом связующем мосту. Но оно было немощным, ослабло и стало недостойно своей природы.
Больной, несчастный народ, имевший до сих пор два достоинства: свои несчастья приписывать внешним причинам и надеяться на то, что спасение придет извне.
К Европе у нас было христианское чувство, и по причине нашего странного мистицизма - нашей национальной болезни - наши собственные настроения мы приписали европейцам и глубоко верили, что все войны они ведут во имя нашего спасения.
Этот самообман сделал нас политическими попрошайками, а поскольку мы к тому же были слабы, то и плаксами.
Попрошайничество и плаксивость — психология целого периода, наше единственное политическое оружие. Однако плаксивость является доказательством духовной незрелости или трусости. Попрошайничество вообще отвратительно. Попрошайке помогают не только побуждаемые состраданием, но зачастую из брезгливости.
Однако не только политические потери являются следствием этих умонастроений.
Самое страшное, что народ постоянно должен будет вдохновляться уверенностью в том, что он слаб, нуждается в покровительстве других и тем самым лишает себя воли, делаясь неспособным хотя бы на организацию собственной самозащиты своими силами.
Претендующие на независимость народы должны прежде всего освободиться от подобных умонастроений. Народы, лишенные самостоятельности, не могут создать государства. Государственность подразумевает независимое политическое мышление, уверенность в своих силах в борьбе, инициативу в управлении, а победы есть не что иное, как результат уверенной в себе инициативности.
Наши поражения были психологическими, мы проиграли не потому, что были слабы численно и технически, а потому, что были слабы духом.
Под чужим управлением армянин - редкостный и воинственный боец, а под собственным знаменем - зачастую трус и пораженец.
Мы проиграли потому, что вместо того, чтобы целиком использовать духовные силы нации, стали искать покровителей.
Спасемся, если освободимся от предубеждений, если попытаемся встать на ноги, однако не под внешним воздействием, по желанию других, а нашим внутренним, естественным, неудержимым порывом.
Только так народ сможет стать политически и духовно свободным.
Содействующие нам на этом пути силы должно использовать как союзников, друзей.
Использовать, а не молить. Если понял армянин это различие, значит, стоит на пути спасения.
До сих пор мы ищем благодетелей и покровителей - следовательно, больны, слабы и незрелы духом.
После этого должно говорить о союзниках, потому что мы хотим стать здоровыми и мужественными душой.
Союзники, а не благодетели - это означает, что армянин храбр и ищет друга для самозащиты, для войны. Это - право храброго, того, кто решил победить в одиночку и ищет союзника лишь для облегчения победы.
Храбрый народ - только у такого бывают союзники, только такому протягиваю
т руку государства. Поймем и эту истину.
Чтобы спастись, нужно также стать смелым, то есть победить свой страх.
Только освобожденный от страха дух способен видеть и представлять мир в его реальности.
Страх всегда порождает чудовищ.
И именно из-за этих чудовищ зачастую умирают народы.
Пробелы в политическом сознании, неуве ренность в себе, психология страха - вот наш трехглавый враг.
И пока мы не сможем убить в себе этого внутреннего врага - не сумеем освободиться от врага внешнего.
Сказано: «Я, человек, должен себя преодолеть».
Итак, пока армянин не сможет побороть себя — убить в себе чудовище страха, воодушевиться новым умонастроением, измениться душою, короче говоря, пока не станет храбрым и не будет нести имя храброго - наш народ не сможет не только освободиться политически, но и избежать исчезновения как нации.
В созданных нам на Востоке условиях может жить храброе и исповедующее храбрость армянство, но не сегодняшнее.
В войнах побеждает храбрый. Это означает, что побеждает тот, кто обуздал собственный страх, кто прежде, чем вступить в единоборство с врагом, построил в своей душе храм победы.
Война — не столкновение грубых механических сил, но - духовных возможностей народов.
Более того, война - столкновение народных божеств. Техника - оружие, возможности - дух, кузнец войны.
Оружие необходимо, но в храбрых руках.
Готовящиеся к войне народы прежде всего вооружаются духовно.
Не учтено это условие — неизбежно поражение и сдача технических возможностей врагу.
Чтобы победить, нужно преодолеть свое поражение.
Преодолеть свое поражение - значит быть способным к самозащите, что есть не что иное, как поражение врага.
Самозащита - вот что диктует время и прогресс.
Самозащита - вот наша новая религия.
Самозащита - вот единственный способ обеспечить существование как народов, так и их богов.
И вовсе не эгоизм, когда народ провозглашает самозащиту своей религией. Напротив, к такому убеждению подталкивают народы кровавые трагедии, и только самые праведные народы имеют право на такую религию.
Самозащита не естественное право каждого народа, а обязанность по отношению к человечеству.
Народы живут для себя, творят — для человечества.
Не достоин жить живущий только для себя.
Народы должны творить, и поэтому имеют право на жизнь.
Народ, который не способен к самозащите, лишен этих элементарных добродетелей, критерием которых является лишь способность к самозащите. Лишен народ способности к самозащите - значит лишен всяких добродетелей, лишен морального права на существование.
Самозащита есть внутреннее усилие народа к своему существованию. До сих пор это усилие проявлялось в виде молитвы, мольбы, попрошайничества и как следствие — тысячи и тысячи невинных жертв. Сейчас это усилие должно стать выражением нашей внутренней силы.
Прогнило наше старое оружие, растлены старые рукописи. Сейчас мы должны услышать новое Евангелие - Евангелие мужества.
С Ваагном мы должны говорить сейчас — с Богом древнего мужественного армянства. Новая святая книга должна быть вложена нам в руки - Евангелие мужества.
Мужество - вот что должно стать призванием наших будущих поколений, поскольку это высокое качество спасает народы от физического и морального падения, поскольку мужество - единственная божественная благодать, с помощью которой народы приобретут и обеспечат независимость. Вот почему пророками мужества должны стать все лидеры армянской интеллектуальной и духовной жизни.
И школа, и церковь, и политические партии, и пресса, и непартийные организации -все, должны преисполниться новым умонастроением, должны повторять новые истины, повторять без конца, без устали, до тех пор, пока идея смелой, мужественной самозащиты не станет народным умонастроением, искренней страстью, психологией, до тех пор, пока армянство не станет способным на самозащиту.
Церковь.
Она должна пересмотреть свое неправильное понимание христианской любви, чтобы прекратить считать слабость добродетелью и убивать волю нашего народа.
Неверно поняла она тайну христианской любви и вследствие этого на протяжении веков стала причиной беспримерной трагедии нашего народа.
Любит тот, кто силен, кто богат душою, в ком сила бьет через край.
Бесплодна любовь слабого.
Прощение — раболепие слабого.
Христос любил, поскольку был силен, он любил потому, что был могуч до уровня любви и прощения.
Его личная жизнь должна стать ориентиром для церкви.
Тайна его смерти - героическая жертвенность.
Он пожертвовал собою, потому что был героем идеи.
Только мужественный, смелый, только герой может пожертвовать собой.
Слабый не способен ни на любовь, ни на самопожертвование.
Народ, не способный на две эти добродетели, обрекает свое существование на произвол судьбы.
Самозащита армянского народа - вот новая вера армянской церкви.
Пресса.
Ее обязанность - давать народу сжатую правду.
Цель — осветить истиной путь народа в будущее.
Нет у прессы этого призвания, значит она никому не нужный паразит и понапрасну содержат ее народы за свой счет.
Использование слухов в печати означает, что мы пока не созрели, что не можем обнаружить внутренние сложности нашей жизни, высветить их, и вместо этого занимаем нашу мысль окружающими нас событиями, сплетнями.
Спасение извне - этого достаточно, чтобы журналистика воодушевилась благоприятными внешними признаками, сочувственной улыбкой некоего дипломата, проармянским высказыванием какого-нибудь известного европейца, деятельностью в пользу армян какого-нибудь миссионерского общества, проармянской резолюцией какого-нибудь пацифистского конгресса, чувственной речью какого-нибудь парламентария после очередной армянской резни и, наконец, такими событиями, которые не имеют никакого реального значения для самозащиты или спасения народов.
Журналистика, которая на протяжении десятилетий, после тысяч и тысяч жертв, не смогла указать на истинные причины бедствий своего народа, найти некую общую картину и попытаться сделать ее психологией масс...
Журналистика, некоторые органы которой по отношению к внешним силам снисходительны, угодливы, льстивы, а к себе, к своему народу - раскольники, нетерпимы и высокомерны...
Журналистика, некоторые органы которой руководствуются проходными добродетелями или, восславляя силу и обаяние больших народов, подлым образом презирают свой собственный...
Журналистика, которая возбуждает групповые страсти и не способна понять одну простую истину, что самозащита народа — общее дело, в котором разные течения, разные направления должны быть единодушны...
Журналистика, которая после продолжительных панегириков надеждам на помощь извне, сегодня, разочарованная, поносит налево и направо все народы и языки, будучи не в состоянии понять, что если армянский народ не стремился, не прибег к самозащите и подвергся избиению, то виноваты в этом не другие...
Журналистика, с одной стороны день ото дня кричащая о том, что армянский народ стал жертвой стремящихся к мировому господству народов и, сам того не сознавая, погряз в перипетиях дипломатии, с другой стороны до смешного, по-дилетантски, рассуждающая об ориентациях - такая журналистика армянскому народу не нужна.
Истинная журналистика безошибочно определит все беды нашего племени, предложит радикальные методы, подвергнет переоценке наше прошлое и найдет новые истины, высветит трудности нашего народа и выявит его скрытые добродетели, увидит опасность, подстерегающую наш народ и станет набатом его духовного вооружения.
Те, кто совершенствуются нравственно, будь то отдельные личности или группы людей, прямо или косвенно способствуют нравственному развитию общества.
Наши партии, оставив византийские споры и бессмысленное стремление любой ценой повергнуть друг друга наземь, оставив суетные усилия завуалировать собственную неполноценность каждодневным рекламированием недостатков соперника, должны сделать своей обязанностью самовоспитание.
Личность или народ всегда сильнее, чем нужда, чем опасность, чем враг, всегда способны превзойти себя, возвыситься над собой, если не испытывают недостатка в воле держаться на ногах собственными силами.
Возвышаясь, возвысить наш народ духовно, самосовершенствуясь, направить душу народа.
Народы не проигрывают, если не хотят проиграть. Осознав эту истину, наши партии должны донести ее до нашего народа, чтобы вдохновить его.
Наши партии и посредством них народ наш должны глубоко осознать, что:
- пока народ ропщет, молит, плачет, не нужно ему помогать, поскольку такой народ сам, по своей воле отказывается от своего права на существование;
- не стоит и не нужно помогать упавшему, если в нем не достает воли самостоятельно встать на ноги; - кто не действует в полную силу, тот не имеет права ожидать помощи от других;
- народы, не способные защищаться самостоятельно, наказываются гибелью;
- право есть понятие силы, а не логики, также как и борьба за право - нравственная основа существования народов - не есть проклятие, а благодать.
Обречен народ, если он поступается своими правами во имя преступного покоя. Слабый виноват в своей слабости. Слабость безнравственна, она создана, чтобы стать добычей силы.
Грех своей слабости народ искупает поражениями, рабством и бесславным существованием.
Непобедим народ, который руководствуется духом.
Там, где присутствует дух, а иначе -нравственные силы, - там практически теряют свое значение численное превосходство, камень, металл.
Тот, кто в союзе с духом, тот в союзе с нравственными силами, чьи возможности возрастают до невероятных высот, становятся неисчерпаемыми.
В истории народов главную роль играют не внешние условия, не политическая ориентация, не случайности, а психологический облик.
Внешние условия существования народа тесно связаны с его внутренним психологическим состоянием. Иначе говоря, каждый народ достигает того, что позволяет ему импульс его нравственных сил.
Осознавая все это, наши партии, наша церковь, наша школа, пресса обязаны изменить духовно наш народ.
Осознавая эту спасительную истину, воспринимая ее как часть своей сущности и воплощая ее в жизнь, наша интеллигенция должна суметь, перевоспитав, духовно поднять армянский народ, она должна суметь сделать непобедимость духа залогом непобедимости нашего народа, его физического и нравственного существования.
Впредь наша история не должна быть повторением ужасных ошибок, но их исправлением.
Впредь - ничего из того, что делалось и делается для облегчения деятельности нашего врага. Это должно стать нашим сегодняшним призывом к бдительности и спасению.
И если будет так, если поведет себя так наша интеллигенция - завтра всем народом мы достигнем того, чего хотим.
Человечество не в состоянии представить себе те высоты, которых может достичь отдельная личность или целые народы посредством развития своих духовных сил. Будущее за теми народами, которые осознают и осуществляют на практике эту истину.
Завтра победит тот, кто еще сегодня одержит победу в своей душе.
Поймем, впитаем в себя эту истину и будем работать во имя нашего будущего, если не хотим исчезнуть как нация.