Осада Константинополя началась 7-ого апреля 1453 года, но приготовления к ней велись уже в январе этого же года: были переброшены пушки, а в марте османское войско подошло к стенам Города.
Число осаждающих достигало 150.000 воинов, сопровождаемых различного рода специалистами, рабочими, слугами и прочим людом невоенного сословия. Это было блестяще организованное и обученное войско с фанатичным боевым духом, который распаляли дервиши (мусульманские монахи), наполнявшие военный лагерь. Флот, насчитывающий до 400 боевых кораблей, вошел в Босфор 12 апреля.
Магомет поставил свою палатку напротив ворот св. Романа. Город блокировали два лагеря, сооруженные на обоих берегах Босфора – Анатолу и Румели.
Внутри стен положение вещей было совсем иным. Константинополь утерял весь свой блеск. Город был полуразрушен, и только Дворец, Ипподром и большие храмы напоминали о былом величии. Население не превышало 50.000 человек. Византийских воинов было 5.000 и 2.000 иностранцев, в основном генуэзцев и венецианцев. Еще 700 генуэзцев прибыло на двух кораблях 26-го января 1453 года под командованием опытного Джованни Джустиниани. Стены были наскоро починены, а ров углублен. Город запасался продовольствием, а церковная утварь пошла на чеканку монеты для оплаты воинов. Были посланы призывы о помощи ко всем христианским государям. При этом генуэзцы на стенах Галата остались безучастными и никак не способствовали обороне Города.
Приступ турок начался с пушечного обстрела, пробивавшего бреши в стенах, которые осаждаемые все же успевали заделывать. Турки попытались было прорвать цепь, преграждающую вход в бухту Золотой Рог, но не смогли. При этом 20-го апреля один византийский и три генуэзских корабля, прорвав оцепление турок, вошли в залив. Двумя днями позже османы соорудили двенадцатикилометровый волок от Босфора до Золотого Рога и переправили по нему 70 кораблей.
21-го марта Магомет потребовал сдачи Константинополя и посулил свободный выход из Города Константину и всем желающим покинуть его. Константин же предложил выплатить дань больше обычного – а он платил 300.000 серебряных монет в год – только чтобы оставить Константинополь в своем владении: “Отдать же тебе Град невозможно ни мне, ни кому другому из живущих в нем. Духом единым все умрем по воле своей и не пощадим живота своего”.
27-го мая начался сильнейший обстрел. Два дня спустя турки двинулись на приступ со всех сторон. Особенно сильным был натиск со стороны Ворот св. Романа, ибо стены там почти рухнули. Во время третьего приступа Джустиниани был ранен и вынесен с поля боя. Его уход посеял смятение среди оборонявшихся, и турки ворвались в Город. Последний византийский император Константин XI пал на стенах как простой воин. Город был взят.
ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ
Три первых дня после падения Города турецкие воины разрушали и разграбляли его. Все христиане попали в кабалу. Лишь некоторым жителям Царьграда удалось ускользнуть морем через Золотой Рог, ибо османские моряки были заняты грабежами на суше.
Магомет вошел в Город и помолился в Святой Софии, главном его христианском храме, построенном императором Юстинианом в 532 году. Святая София была превращена в мечеть. В тот же день генуэзцы и венецианцы присягнули Магомету, и он наделил их милостями.
В последующие дни Магомет наводил порядок после штурма Города. Он казнил всех видных византийцев, в том числе даже великого князя Луку Отара, заявившего еще до взятия Города, что предпочитает османцев латинянам, т. е. католикам, и назначил наместника и глав всех религиозных общин своего государства.
Новым Патриархом Константинопольским был избран Георгий Схоларий (титулован как Геннадий), до этого предводитель противников объединения Церквей. Магомет облек его такими полномочиями, что тот стал действительным предстоятелем православных христиан Османской империи.
По возвращении в Адриануполь он казнил и визиря Джадарли Халиля, противившегося в свое время осаде Константинополя, и назначил на его место Загана Мехмет-пашу.
ОТ ЦАРЬГРАДА ДО ИСТАМБУЛА
После захвата Константинополя Магомет перенес столицу Османской империи из Адриануполя в Константинополь.
Однако, поскольку город лежал в развалинах и был опустошен, ибо избиение его жителей продолжалась еще в течение суток после его захвата, одним из первых действий Магомета Второго стало заселение столицы жителями различных областей империи.
Вначале он перевез туда турок, в основном из области Прусы, и следом за ними – греков из Фракии. Греки сосредоточились в районах Фанари, Ворота Адриануполя и Псаматья.
Помимо турок и греков, в Константинополь силой были привезены армяне и даны льготы для переезда в Константинополь европейских и, в особенности, испанских евреев. Генуэзцы же остались в районе Галата.
Таким образом, Константинополь приобрел многонациональный характер.
В 1477 г. перепись населения показала, что 9.486 домов заселены турками, 3.747 греками, 1.647 евреями, 434 армянами, 332 франками (в основном генуэзцами), 267 крымскими христианами и 31 цыганами.
Всего же в Константинополе того времени насчитывалось 80.000 жителей.
Магомет украсил Константинополь, как это подобает столице.
В центре он выстроил свой дворец (Эски Сарай, снесенный в 1870-1880-х гг. при строительстве здания военного ведомства, в котором сейчас размещается университет).
Затем он возвел другой дворец при впадении Босфора в Золотой Рог (Гени Сарай, названный впоследствии Топ Капи). Также он выстроил в 1463 г. мечеть Фатих на месте Церкви Святых Апостолов (“Фатих” (Завоеватель) титул, данный Магомету). Эти здания не несут следов влияния византийской архитектуры, напротив, они вобрали в себя в наиболее концентрированном виде элементы архитектуры исламской. С мечетью Фатих были тесно связаны восемь медресе и лучшие богословские школы Османской империи. Мечеть эта сгорела в 1766 г.
Тогда же были построены многочисленные общественные здания.
Таким образом, после своего падения, Константинополь снова познал эпоху расцвета. Он вновь стал столицей блистательной империи, Османской, но блистал правда уже не в христианском, а в османском мире, распростершем на целых четыре века свое владычество на две части света: Европу и Азию. Константинополь был естественным центром этой империи.
ПЕРСОНАЛИИ
Константин XI Палеолог - последний император Византии, человек, которому народная молва приписала миф об окаменевшем царе, который оживет, когда Константинополь вернется к грекам.
Он родился в 1405 г. и был четвертым сыном Мануила Палеолога и Елены Драгаси, сербской принцессы. Когда он был еще молод, его отец Мануил возложил на него управление городами Понта Евксинского. Он вернулся в Грецию в 1427 г. и успешно правил Боститсой. Его правление было постоянной борьбой с франками и турками. Период с 1435 по 1441 гг. он провел в Италии, где пытался добиться объединения Православной и Католической Церквей.
С октября 1443 г. он стал править в Мистрасе. Его целью было создание сильного государства на Пелопоннесе со столицей в Мистрасе. На Истмийском перешейке он возвел стены Эксамилиона и расширил свой деспотат, присоединив к нему Беотию и Фокиду. Однако Мурат II выступил против него в поход большими силами и разрушил Эксамилион, Коринф и Патры. Константин был вынужден просить мира, став данником турецкого султана.
В октябре 1448, когда византийский император Иоанн VII умер, народ и Церковь избрали на царствование Константина. Византийское государство, которое он принял, состояло к тому времени в основном из самого Царьграда, нескольких городов Евксинского Понта и некоторых островов Эгейского моря. Константин, понимая, что молодой османский султан Магомет стремится к захвату Города, возлагал надежды на помощь с Запада, напоминая об объединении Церквей. Однако хоть сколь-нибудь значимая помощь так и не последовала.
Он спешно восстанавливал городские стены, в надежде, что они и в этот раз отразят натиск захватчиков. Однако тяжелая артиллерия Магомета пробила в стенах огромные бреши. Город пал 29-го мая 1453 года и Константин XI предпочел пасть как простой воин на поле брани, а не оставить Город.
ИСТОЧНИКИ-СВИДЕТЕЛЬСТВА
Лаоник Халкокондил, “Исторические хроники”:
...Эллины, только пошла молва, что Город пал, стали сбегаться в порт к кораблям венецианцев и генуэзцев и, торопливо и беспорядочно взбираясь на суда в поисках спасения, сами же топили их. И произошло то, что часто случается при подобных обстоятельствах. В сутолоке и суматохе, в шуме множества голосов, каждый лихорадочно искал спасения....
...Огромная толпа мужчин и женщин, которая прирастала все новыми ищущими спасения, повернула к самому большому храму Города, к Святой Софии. Там собрались и мужчины, и женщины, и дети. Через некоторое время они были схвачены ворвавшимися турками, которые прямо в храме убили многих мужчин. Некоторые снова разбежались по Городу, не разбирая дороги. Из них кого убили, кого пленили, но все же многие проявили мужество и погибли сражаясь, чтобы не увидеть своих жен и детей рабами...
... И по всему Городу только и видно было, что убивающих и убиенных, преследующих и спасающихся.
Кодекс Барберини
“По воле злого рока капитан Джустиниани был ранен стрелой в подбородок, и кровь заливала его всего, и устрашился он, как бы ему не умереть. Ни слова не сказал он, чтобы поставить вместо себя кого-либо, а только оставил битву и удалился тайно, чтобы не смутить своих товарищей. И вот враги вошли внутрь. А если бы он оставил вместо себя другого, тогда и не вошли бы враги, и если бы продолжил битву и не отступил, не вошли бы. Ромейцы еще сопротивлялись, но уже не бились храбро, и ожесточилась сеча. Царь же, узнав, что капитан ранен и удалился, пошел со стенаниями его искать и стал спрашивать, где его найти. А воины, его товарищи, сражавшиеся без капитана, стали и сами оставлять поле брани и отступать. Тут турки осмелели, а ромейцы, напротив, весьма оробели. И все это произошло потому, что ушел капитан, а надо ему было стоять и до самой смерти сражаться к чести своей, и надо было ему ободрить товарищей, ибо вся сила турок была с той стороны. И несчастных ромейцев становилось все меньше и они не могли уже сдерживать такое множество турок”.
Георгий Сфрантзис. Хроники
Магомет: ”Если кто из нас и будет убит, как это обычно случается в войнах, ибо каждому своя доля, вам хорошо известно из Корана реченное через пророка, что тот, кто умирает на поле брани, переносится целым и невредимым в рай, где станет пить с Магометом и возляжет с детьми, прекрасными женщинами и девами на зеленом лугу, благоухающем цветами, и омоется чистейшими водами, и все это в том месте у него будет от бога. Здесь же от меня все мое войско и вся знать моего двора, если победим, получит жалованье вдвое против того, что получает каждый, и так будет до конца их дней. Если же найдете и захватите драгоценности золотые или серебряные, или платье, или же пленников, мужчин или женщин, больших или малых, никто не сможет отнять их у вас или причинить вам иное беспокойство”.
Константин: ”Вы же, доблестные архонты и славные демархи, воины и храбрые соратники и весь наш верный и честной народ, хорошо знаете, что пришел час, и враг нашей веры стремится любыми средствами и ухищрениями сокрушить нас мощным натиском с суши и моря всеми своими силами, дабы излить на нас свой яд как змей и пожрать нас как свирепый лев.
Поэтому говорю вам и прошу вас стать мужественно и с твердым духом, как вы всегда это делали прежде, против врагов нашей веры. Вверяю вам этот славнейший и знаменитейший город, родину нашу и царицу городов земных. Знайте же братья, что есть четыре вещи, за которые нам должно предпочесть умереть, а не жить: прежде всего за нашу веру и благочестие, во-вторых, за нашу родину, в-третьих, за царя, помазанного на царствие, и наконец, за родственников и друзей. Итак, братья, за одну из этих четырех вещей надлежит сражаться не щадя жизни, а наш долг намного больше, ибо, как вы все ясно видите, мы теряем их сразу все.
Прежде всего, если за наши прегрешения Бог отдает победу нечестивцам, бросимся же в битву за нашу святую веру, которую Христос даровал нам своей кровью, и это важнее всего. Ибо, если кто и стяжает весь мир, потеряв душу свою, какая в том польза?
Во-вторых, мы можем лишиться нашей славной родины и нашей свободы.
В-третьих, мы потеряем наше государство, некогда гордое, а ныне поставленное на колени, униженное и опозоренное, и отдадим его нечестивому тирану.
В-четвертых, мы лишимся наших горячо любимых детей, жен и родственников”.
Империя великих Комниных
Официальной датой основания Трапезундской империи считается 1204 г., когда братья Алексей и Давид Комнины завоевали город Трапезунд и Алексей Комнин (1204-1222) – внук византийского императора Андроника I Комнина – провозгласил себя императором. Династия правителей Понта взяла себе имя Великих Комниных, обозначая тем самым, что лишь в Трапезунде правят единственные прямые потомки византийской фамилии.
Практически все население империи было греческим или эллинизированным, в подавляющем большинстве – православным; поэтому государство постояно поддерживало тесные связи с Константинопольской Патриархией.
Географическое положение новой империи было удивительно удачным. Торговый путь через Трапезунд в Тавриду имел огромное экономическое значение благодаря небольшим таможенным пошлинам. И вместе с тем, эта территория из-за природных своих особенностей была труднодоступна для захватчиков. Империя Великих Комниных простиралась далеко на восток и на запад от Трапезунда. После победы императора Андроника I Гидона над сельджукским султаном Меликом в 1223 году, под властью Трапезунда оказались территории от Синопа до границ Лазики, а на юге распространялась до Колонии.
Основным источником богатства империи была, как и прежде, транзитная торговля, что делало эти территории предметом интереса и для западных торговых городов (в первую очередь, Венеции и Генуи) и для турок-сельджуков. Однако в 14 в. государству начинает угрожать не только внешняя опасность, но и внутренние волнения и междоусобицы. После смерти императора Василия (1332-1340) соперничество между аристократическими фамилиями Понта (Схолариями и Аминцандарантами) могло перейти в открытый конфликт, который то утихал во время правления Иоанна III (1342-1344), приблизившего к трону Схолариев, то вновь разгорался во времена императора Михаила (1344-1349), когда народные волнения, подстрекаемые Аминцандарантами, вынудили правителя передать престол своему сыну, Алексию III. Именно в годы правления Алексия Понт достиг значительных политических успехов.
В 15 в. преемники Алексия III пытались строго контролировать действия итальянских торговых городов, пытавшихся превратить Понт в собственную колонию, но не обращали должного внимания на опасность с османской стороны.
Договор, заключенный в 1442 г. Алексием IV с Османской империей, не помешал последней напасть на Трапезунд в период царствования Иоанна V. На этот раз победа была за Трапезундом, но конец государства был уже близок. Турки-османы во главе с Магометом Завоевателем подчинили себе Трапезундскую империю в 1461 г. (последним ее императором стал Давид (1458-1461). Территория Понта вошла в состав Османской империи, образовав Трабзонский эялет (с начала XIX в. – Трабзонский вилайет). Так в 15 в. с карты исчез последний греческий островок державной Византии. Отдел печати посольства Греции в Москве