СПЛЕТЕНИЕ СУДЕБ
История русско-армянских отношений имеет древние традиции. Ее можно охарактеризовать, как постоянное сближение двух народов. На протяжении веков Россия играла важную роль в судьбе армянского народа.
Составленная нами хронология, несомненно, далеко не полная и вмещает лишь небольшую часть дат, отражающих многовековые связи русских и армян. Но и приведенной хронологии, на наш взгляд, вполне достаточно, чтобы составить достоверную картину этой испытанной временем дружбы.
1069 — одно из первых упоминаний об армянах в “Слове святого Феодосия, игумена Печерского монастыря”.
1114 — в письменном памятнике “Прения Иллариона Меглинского” излагается суть его спора с безымянным представителем армянского духовенства.
1390 — первое упоминание о поселившихся в Москве армянах.
1420 — Армения, как географическое название, приводится в “Путешествии протодиакона Зосимы по святой Земле”.
1560 — по повелению Ивана Грозного одна из десяти церквей строящегося храма Василия Блаженного названа в честь “Григория епископа Великия Армении” (в 1788 г. по настоянию купца Ивана Кислинското переименована в церковь Ивана Милостивого).
1561 — описание армянской церкви в Иерусалиме в путевых заметках “Хождение купца Василия Позднякова по святым местам Востока”.
1660 — купец Ходжа Захар Заградов (Шариманян) подарил Алексею Михайловичу алмазный трон (хранится в Оружейной палате Кремля).
1667 — царь Алексей Михайлович пожаловал персидским армянам Степану Ромаданскому и Григорию Лусикову грамоту на ввоз в Россию шелковых изделий с правом торговать в Москве, Астрахани, Новгороде.
— прибытие в Москву представителей Джульфинской армянской торговой компании Степана Рододамского и Григория Лусикова с прошением к царю Алексею Михайловичу о дозволении им свободной торговли в России. От царя была выдана грамота: “С ними ж Степаном и Григорием писано, чтоб те соседственные приезды и торги во веки некончаемо между государством и торговыми людьми год от года множили, и никогдаб никакия помешки и умаления и обиды ни в чем не было”.
1669, апрель — в селе Ангехакот под руководством выдающегося политического деятеля Исрэла Ори состоялось собрание армянских меликов (князей), принявшее обращение к русскому двору. “Наши помыслы о том, чтобы всем нам быть слугами твоего великого царства”.
1673 — второй приезд в Москву представителей Джульфинской армянской торговой компании.
1701 — встреча в Москве Исраэла Ори с Петром I, во время которой обсуждался план освобождения Армении.
1703, 7 мая — челобитная армянских меликов Петру I. “А мы и князям нашим ныне поверим подлиннее, в которых писано, что от страны Северной будет нам спасение подлинно, а не от иной страны”.
1711, 2 марта — опубликован Сенатский указ “О умножении и облегчении армянского торгу”, в котором, в частности, сказано: “Армян, как возможно, приласкать и облегчить им участь, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда”.
1722 — по поручению Петра I казанский армянин Иван Васильев перевел армянские надписи, обнаруженные на берегах Волги (VI век).
1724, 10 ноября — Петр I направил послание армянскому Католикосу Исайю. “Честнейшему Патриарху Исайю и честнейшим Юс-Башам Авану и Мирзе и всем прочим честным Юс-Башам и управителям и всему честному армянскому народу наша императорская милость и поздравление... Мы честный армянский народ ради Христианства по особливой нашей милости содерживаем”.
В тот же день — Указ генерал-майору Кропотову: “Понеже народ армянский нас просит, дабы Мы оной в протекцию свою приняли... того ради через сие повелеваем тебе немедленно отвести им где они пожелают и удобнее потребные и довольные места, где б они поселиться могли, и в прочем учини им всякое вспоможение и содержать тебе оных в крепком сохранении и поступать таким порядком, дабы отнюдь от них никакие жалобы произойти не могли, понеже Мы оный армянский народ в особливейшую нашу императорскую милость и протекцию приняли”.
1726, 14 января — Указание Сената в ответ на просьбу армянских купцов из Турции. В нем дано разрешение “на пропуск оных с платежом достойныя пошлины. В платеже тем турецким армянам пошлин надлежит учинить некоторое облегчение”. Однако документом они не были приравнены к джульфинским армянам, “поныне те Жулфинские армяне торгуют через Россию из давних лет, а помянутые турецкие армяне вновь тот торг начинать намерены”.
1736 — основана армянская община в Кизляре.
— Сенатом выдано разрешение армянскому купцу Авету Коросову на строительство суконной фабрики в Кизляре.
1742 — Указ Сената об упорядочении торговли с зарубежными странами. В числе прочего сказано, “чтобы великобританским подданным и их прикащикам без задержания отправления чинили; також им и их караванам или суднам на Волге, когда нужда потребует, конвой сколько пристойно давать, как то по ныне армянам дается”.
1759 — Сенат удовлетворил просьбу Луки Ширванова и Василия Макарова (Хастатова) о предоставлении займа в размере 30 тыс. рублей для расширения шелкового завода в Кизляре.
1760 — жалоба российских купцов на иноземных, в том числе армянских купцов, пользующихся, по мнению челобитчиков, излишними привилегиями.
1762, июнь— статья президента Петербургской академии наук С.Домашнева “О стихотворстве” в журнале “Полезное увеселение”. В разделе “Стихотворство армянское” автор первым в России характеризует особенности армянского стихосложения, его место в поэзии других народов.
1763 — начало заселения Моздока армянами.
1768, 30 июня — в подписанном Екатериной II Манифесте указывается, что “честнейшего патриарха Симеона и честнейших Юс-Башей и управителей со всем армянским народом, а особливо в Российской Империи пребывающих, обнадеживаем нашею Высочайшею Императорскою милостью и покровительством”.
1773 — вышел в свет труд В.Татищева “История Российская”. В нем содержится историческое название “Армении Малой и Великой”.
1778 — вблизи Ростова-на-Дону армянами основан город Нор Нахичеван (Новая Нахичевань)
1779 — в Москве в Столповом переулке открылась армянская церковь
— стихотворная повесть Александра Радищева “Бова”. В ней содержатся следующие строки:
Полечу я в страны дальни,
В те я области обширны,
Где стояло сильно царство
Славно древле Мифридата,
Где Тигран царил в Арменьи.
1780, 3 января — встреча армянских политических деятелей Ованеса Лазаряна (Лазарева) и Овсепа Аргутяна (Аргутинского) с князем Григорием Потемкиным. “Наша просьба — о восстановлении нашего собственного государства в Великой Армении со столицей Ереваном”.
— открытие в Петербурге первой в России армянской типографии.
1781 — освящение армянской церкви, построенной на Невском проспекте в Петербурге.
— на русском языке изданы “Письма” французского аббата де ла Порта с впечатлениями о некоторых
странах Ближнего Востока. “Армения сама собой достойна, чтобы о ней знать. Она была театром великих происшествий и кровопролитных сражений... Соседские народы хвалят много форелей и карпов из Эриванского озера. Одним словом, Армения есть наилучший округ в Азии”.
1783, 19 мая — письмо Г.Потемкина императрице Екатерине II. “При удобном случае область оную, которая составлена из народов армянских, дать в правление национальному и через то возобновить в Азии христианское государство, сходственно высочайшим Вашим императорским величеством обещаниям, данным через меня армянским меликам”.
1784, сентябрь — О.Аргутян пишет князю Г.Потемкину: “Араратские жители желают с вашей помощью освободиться от горького рабства и восстановить падшее царство”.
1787 — на русский язык переведена книга Шамира Шаамиряна “Краткое историческое и географическое описание царства Армянского”.
1788 — завершено издание 7-томного труда писателя, историка, этнографа, экономиста М.Д.Чулкова “Историческое описание российской коммерции”, содержащее множество фактов, касающихся русско—армянских торгово-экономических отношений.
1790 — Аргутинским-Долгоруким (Аргутяном) составлена и вручена князю Г.Потемкину “Записка о побудительных причинах посольства в Россию карабахских владетельных армянских князей, именуемых меликами, с описанием просьб их к его императорскому величеству Петру Великому”.
— вышли в свет описания путешествий, совершенных состоящим на русской службе немецким медиком Иоанном Лерхе в Астрахань (1733-1735) и Персию (1745-1747). “Город (Ереван. — Ред.) лежит на весьма высокой горе, так что оную можно видеть из дали через все прочие. Она должна быть гора Араратская, на которой Ноев ковчег во время потопа остановился”.
1791 — на русский язык переведен труд профессора Геттингенского университета Людвига Шлецера
“Представление всеобщей истории”. “Великая Армения произошла как Малая Армения, и в то же время. Первый царь был Артакский: род его кончился во 2 году. Троян сделал государство сие в 106 году провинциею; Адриан во 117 году опять оную оставил. При сем царствовали вновь собственные короли, в дела которых однакож римляне и парфяне вмешивались”.
1790-92 — издаются знаменитые “Письма русского путешественника” Николая Карамзина. Интересно его свидетельство о том, что при Людовике XIV в 1669 году во Франции впервые употребление кофе ввел армянин. Карамзин посетил могилу армянского царя Левона VI в Париже. “В церкви целестинов, — пишет он, — много картин и памятников, между прочим монумент Леона, царя армянского, который, будучи выгнан из земли своей турками, умер в Париже в 1393 году”.
1792, июль — закладка армянского города Григориополя на берегу Днестра. Сохранилось описание его герба: “Львы означают трудолюбие и храбрость армянских царей Рубенских. Ковчег Ноев, стоящий на горе Араратской, означает принадлежность оного Великой Армении. Российский императорский герб в заглавии знаменует покровительство России армянскому народу”.
1793 — издан “Лексикон Российской исторической, географической, политической и гражданской”. На букву “А” среди других содержатся статьи “Араке”, “Арарат”, “Армяне”. “Гору Арарат армяне так высоко почитают, что при узрении оной земли целуют. Они суть христиане, имеют двух патриархов, главный в Араратском монастыре, в Великой Армении, другой в Малой Армении, но более в Иерусалиме бывает... В России их, как в подданство пришедших, так и для купечества иностранных не мало находится, для которого им позволено оные в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани и Кизляре иметь...”
1798, 26 февраля — император Павел I Высочайшей грамотой подтвердил право живущих в России армян исповедовать свою религию и иметь своего духовного главу. Он заверил армянский народ в своей милости и покровительстве, “кои навсегда неотъемлемы пребудут”.
1799, 3 июня — Высочайшая грамота Павла I армянским меликам и народу Карабаха о принятии их во временное российское подданство.
1799, 28 октября — грамота Павла I, подтверждающая ряд привилегий армянских общин в Нор Нахичевани, Астрахани, Моздоке, Кизляре, Григориополе, Дербенте, Старом Крыму и других городах. “Всемилостивейше благоволим Мы не только утвердить прежние права и преимущества их, но и для возбуждения в них вящей ревности к подражанию и в прочих иностранных поселениях, даровать сим армянским обществам разные выгоды и преимущества”.
1802 — Высочайшая грамота Александра I Католикосу Даниелу, в которой император в традициях своих предшественников выразил “всему честному армянскому народу милость и покровительство, кои навсегда неотъемлемыми пребудут”.
1804, май — первый поход русских войск под командованием генерала П.Цицианова на Ереванское ханство, находившееся под властью Персии.
1808, сентябрь — второй поход на Ереванское ханство.
1809 — издан полный перевод на русский язык “Истории Армении” Мовсеса Хоренаци” (Отрывки публиковались в 1786 году).
1810 — после некоторого перерыва возобновлено армянское книгопечатание в Петербурге.
1813 — выход в свет “Истории государства российского” Н.Карамзина, в которой автор ссылается на сочинения Мовсеса Хоренаци. У последнего русский писатель обратил внимание на одно из ранних упоминаний о славянах.
— издана книга С.Митропольского “Мысли об Армении” (имелась в личной библиотеке А.С.Пушкина).
1813, 15 сентября — послание Александра I армянам - участникам русско-турецкой (1806-1812) и русско-персидской (1804-1813) войн. “Они отличились примерным постоянством и преданностью. Таковое усердие всего армянского народа... и всех сословий, оный составляющих, заслуги их и подвиги налагают на нас приятную обязанность засвидетельствовать перед целым светом справедливую Нашу признательность и благоволение”.
1813, 12 октября — в селе Полистан (Нагорный Карабах) заключен мирный договор между Россией и Персией. К России отошли Бакинское, Дербентское, Ширванское, Кубинское, Талышское, Карабахское ханства.
1815 — открытие в Москве на средства И.Лазарева Института восточных языков.
— на Ваганьковом кладбище в Москве построена армянская церковь св. Воскресения.
— в Астрахани издан “Российско-армянский букварь”.
1826, июль — начало русско-персидской войны. “Настал час, когда мы воочию увидели свободу Араратской страны и нации армянской... Поднимайтесь, храбрецы Армении, сбросьте персидское ярмо, порадуйте седой Масис, окропите кровью родную землю, затем живите свободно”. (Из обращения Католикоса Нерсеса Аштаракеци к армянскому народу).
1827, весна — третий поход на Ереванское ханство русских войск под командованием И.Паскевича.
1827, 3 июля — А.С.Грибоедов в письме вдове начальника артиллерии Кавказского корпуса П.Н.Ахвердовой: “Со всех сторон у нас тут гряды гор, самые причудливые, какие только могла создать природа; это в сторону нашей Карабахской границы. Среди лабиринтов холмов... и целых горных цепей, самой своеобразной формы — цветущая долина, заботливо возделанная, которую орошает Араке, и к северу — вершина Арарата. Я уже переходил вброд знаменитую реку, чье историческое имя столько говорит воображению”.
1827, 1 октября — после недельной осады русская армия штурмом овладела Ереванской крепостью. “Имя русского должно быть для нас также священно, как и кровь, коею спасены мы навсегда, как и покровительство, под которым благоденствуем, будучи защищены совершенно от всех врагов нашей веры, нашего отечества” (Хачатур Абовян).
1827, октябрь — в Ереване осуществлена первая постановка комедии “Горе от ума”, единственная в присутствии автора.
1828, 10 февраля — в селе Туркменчай подписан мирный договор между Россией и Персией. Восточная Армения вошла в состав России. “Присоединенные к России от Персии ханство Эриванское и ханство Нахичеванское повелеваем во всех делах именовать отныне областью Армянскою и включить оную в титул наш”. (Из Указа Николая I).
1828, апрель — начало массового переселения персидских армян в Восточную Армению. “Столь неограниченная преданность сего народа, показавшего в продолжение войны неоднократные опыты своего усердия к успехам Российского оружия, заслуживала того, чтобы принять в нем участие и укрыть его от грозящих ему в будущем преследований и лишений со стороны мусульман” (генерал И.Паскевич).
1828, 31 августа — А.С.Грибоедов отправил письмо издателю журнала “Северная пчела”, в котором сообщает подробности штурма русскими войсками Баязета: “Нельзя описать восторга здешних жителей, большей частью армян, вышедших навстречу победителям и благословляющих неимоверными приветствиями русского царя, оружием которого исторгнуты они от столь долгого томления под игом мусульман”.
1829, июнь-июль — путешествие А.С.Пушкина в Арзрум.
1829, сентябрь — восхождение профессора Дерптского университета Фредерика Паррота в сопровождении Хачатура Абовяна на Арарат.
1833-1838 — в Москве вышло трехтомное “Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа”.
1834 — открытие армянской церкви в Бкатеринодаре.
1837 — посещение императором Николаем I Закавказья.
1839 — основание армянами на Кубани города Армавира, названного в честь первой древней столицы Армении (IV в. до н.э.).
1841 — Хачатуром Абовяном написан роман “Раны Армении”.
1844 — начало планомерного заселения ряда районов Восточной Армении крестьянами из центральных губерний России. В течение 10-15 лет на почтовых трактах Ереван-Тифлис, Ереван-Александрополь, Александрополь-Дилижан возникли русские села Воронцовка, Никитино, Воскресеновка, Привольное, Михайловка, Покровка, Еленовка (ныне город Севан), Ново-Николаевка (Джрабер), Константиновка (Цахкадзор), Надеждино, Борисовка, Нижняя Ахта, Сухой Фонтан, Базарчай, Головино.
1858 — в Москве видным армянским ученым и просветителем Степаном Назаряном основан журнал “Юсисапайл” (“Северноесияние”).
1869 — открытие армянской церкви во Владикавказе.
1885 — решением царского правительства закрыты армянские школы.
1890 — в Тифлисе создана политическая партия — Армянская Революционная Федерация“ Дашнакцутюн”.
1897 — в Москве издан литературно-научный сборник “Братская помощь пострадавшим в Турции армянам” (редактор — Г.А.Дшаншиев). Среди авторов: русские ученые К.А.Тимирязев, Ю.В.Веселовский, М.В.Никольский, М.М.Ковальский, политический деятель П.Н.Милюков, поэты и прозаики К.Д.Бальмонт, Д.Н.Мамин-Сибиряк, В.Г.Короленко, В.А.Гиляровский и др., а также армянские ученые и публицисты. В сборник вошли четыре оригинальных рисунка И.Айвазовского. На полученные от распространения сборника средства в Западной Армении были открыты 12 приютов для детей.