Мы подробно и многосторонне рассмотрим взаимоотношение русской власти с своим обществом, природу возникшего странного типа взаимоотношений, которые можно назвать Химерой, в том смысле, в котором вкладывал в этот термин Гумилёв, причины складывания такой ситуации, метод существования этого феномена, и соответственно разные способы воздействия на ситуацию. Анализ, естественно, будет производится с использованием теории этногенеза Гумилёва.
1.0 РУССКАЯ ХИМЕРА.
Основную идею рассмотрения нынешней российской элиты как Химеры сформулировал Покровский на форуме С.Г Кара-Мурзы. Мне идея показалась интересной, и я решил рассмотреть её более системно.
Просто в порядке напоминания - химера возникает из столкновения разных не комплиментарных суперэтносов. Ясно, что в интересующем нас случае это суперэтносы русский, западный, еврейский. Один из примеров Химер, описанных Гумилёвым это Хазария, затрагивающая и Киевскую Русь. Говоря о Хазарии, стоило бы помнить или подумать о том, что тип международных отношений, устроенный Хазарией и описанный / реконструированный Гумилёвым, в современных терминах безусловно можно квалифицировать как первая известная нам попытка организовать глобализацию(ПГ).
И разрушили её русские.
Прежде чем перейти к остальной части изложения, надо объяснить одно понятие, которое является основным в таких общественных теориях высокого уровня, какими являются различные версии теории цивилизации. Значение этого понятия в рассматриваемых в нашей статье общественных процессах фундаментально, так как всё изложение в нашей статье основано на определённой теории такого процесса - теории этногенеза Гумилёва.
1.1
Несколько слов о антропологическом воспроизводстве.
Постановка проблемы
Существует две силы, действующие на человека в его жизни - это существующие в сознании и внутренние для него, различные нормы поведения, например мораль и этика, и воздействие общества на сознание человека посредством общественных отношений. И точно то же самое можно сказать о сформированных подсознательных стереотипах поведения человека и воздействии на них общества.
В случаях когда направления воздействия этих факторов будут не совпадать друг с другом, возникает разнонаправленное воздействие на психику человека, которое можно трактовать как давление общества на саму психику. Результат же воздействия этих факторов на психику человека будет напрямую определяться способностью сознания данного конкретного человека думать, использовать различные нормы существующие в его сознании в различных жизненных ситуациях, и от способности его сознания разрешать противоречия. Эти качества определяют способность психики сопротивляться психологическим воздействиям, так же как работоспособность и физическая сила человека определяют его возможности противодействовать физическим воздействиям и определяют возможность человека преобразовать внешний мир в соответствии с целями человека, преодолевая сопротивление среды.
Понятно, что способность человеческой психики бороться с внешним давлением и преодолевать его в соответствии с своими целями и ценностями есть её важнейшее качество и соответственно важнейшее качество общества, определяющее его жизнеспособность - способность жить и развиваться даже в враждебной среде.
Из этой аналогии ясно, что надо специально тренировать способность человеческой психики - сознания и подсознания сопротивляться внешним воздействиям. В принципе мы можем немного расширить сказанное, заметив, что умение заниматься саморазвитием есть умение, органически связанное с рассмотренной способностью сопротивляться.
Человеческая практика давно выработала методы для этой крайне необходимой для стабильности любого общества области жизни - обычно эту функцию выполняла религия.
Весь описанный процесс тренировки способности психики человека сопротивляться неблагоприятным воздействиям и преодолевать их или другими словами поддерживать стабильность определённого типа психики мы можем назвать процессом/механизмом антропологического воспроизводства общества. Если же кому то захочется более подробно об этом почитать, то пожалуйста - [0]
Как уже было сказано, всё дальнейшее изложение основано именно на использовании определённой модели механизма антропологического воспроизводства, на теории этногенеза Гумилёва. Для того, что начать исследовать интересующее в нашей статьи явления Химеры, нам надо знать представление о власти, которое следует из теории этногенеза.
С точки зрения этой теории - [1], власть это специфический этнос, который мы будем называть "господствующий этнос", ввиду благозвучности такого названия, но будет браться в кавычки, что бы избежать смешения с обычным смыслом этого словосочетания. Если власть является этносом, значит этот этнос не вечен, и будет распадаться, и тогда власть будет максимально слаба для воздействия и будет возможно полноценно её реформировать, но важно помнить, что период распада "властного этноса" гораздо меньше, чем у обычного. Одним словом, надо обсуждать вопросы изолированности этого этноса, что бы понять время его жизни и факторы от которых это зависит. Существенно важно для всех вопросов, связанных с изучением этнических процессов в западном суперэтносе учитывать описанный в [2]Экономика и этногенез", действующий в западных обществах механизм развития/инноваций. Ну и как каждый этнос этот тоже имеет некий механизм своего антропологического/этнического воспроизводства, о котором пойдёт речь ниже. По сути мы перечислили полную программу исследования Химеры. На внимательном изучении этих вопросов мы и должны сконцентрироваться, что бы понять рождение Химеры и её власть на обществом.
Как же сформировался русский "господствующий этнос" ?
Сначала выскажем общее положение, потом его подробнее проиллюстрируем. Основной линией взаимодействия русского и западного суперэтноса стала борьба за ресурсы (сюда же необходимо относить и знание), необходимые для выживания суперэтносов. Ввиду того, что православные страны на больших масштабах времени начинают проигрывать в темпах развития, неминуемо появляются последовательные попытки русской элиты перенять приёмы и методы западного механизма развития науки, техники, литературы, в конечно итоге создающие предпосылки к последовательной трансформации именно элиты русского общества по образу и подобию элиты западного общества, так как изменить само общество задача просто непосильная, и так как согласно [2] все механизмы развивающие западное общество сосредоточенны в элите, и в принципе и есть сама элита.
Т.е именно борьба за ресурсы, необходимые для выживания суперэтносов, приводила к последовательной трансформации элиты русского общества. Почему же именно контроль над ресурсами является ключевым элементом противоборства обществ мы сейчас увидим
1.2 Борьба за ресурсы, необходимые для выживания суперэтносов
Запуск механизма этнического перерождение элиты за счёт включения в свой состав западных элитариев, с созданием условий для сохранения ими своих ценностей и норм поведения.
Ресурсы как условие развития общества
С Петра I, когда цари начали брать иностранных жён и пачками заводить всяких западных советников и исполнителей, которые стали ему опорой и возник механизм этнического перерождения элиты. Дело не только в том, что в состав элиты вводились иноземцы, дело в том, что они вводились для выполнения функций, несвойственных российским структурам, и при выполнении этих функции эти люди должны были вести себя именно так, как на своей родине, сохраняя и свои нормы поведения. Ясно, что в условиях, когда перед людьми ставилась задача вести себя как на Западе, и одновременно выполнять функции, органически связанные с нормами такого поведения, этническая ассимиляция иноземцев резко усложнялась.
Потом, со временем, этот механизм стал механизмом формирования элиты, как этноса.
Причина, обусловившая такую радикальную перестройку элиты Петром I -м, вытекает из самых фундаментальных различий между православием и католицизмом. Вот цитата из работы Хоружего, делающая ясной это различие [3] : "Главная цель христианского существования, а равно и христианского разума, виделась в обретении определённого опыта, особого и нелегко добываемого: аутентично христианского опыта единения со Христом, опыта Богоустремленности и Богообщения, жизни в Боге". Ясно, что такая устремлённость общества на практике должна оборачиваться недостаточным вниманием ко всем вопросам развития самого общества, очевидными примерами которых являются технологии управления обществом, т.е технологии организации общественных сил, организации их взаимодействия, технологии хозяйствования, социальные технологии, медленное развитие техники и науки.
Этот фактор обернулся желанием элиты смонтировать в своей стране эффективный механизм развития, так как медленное развитие разрушило в своё время даже Византию. Это исключительно серьёзный фактор, так как при недостаточном внимании к темпу развития общества в противоборстве суперэтносов, православный суперэтнос может проиграть - ведь Запад для своего постоянного развития постоянно эксплуатирует чужие нации, концентрируя у себя ресурсы, и по этой причине Запад может наладить постоянно развивающуюся науку - этот не очевидный механизм взаимосвязи развития, определяемого духовными факторами, и избытком материальных ресурсов детально описан в [2]. Из за этого фактора, стратегически, в длительном масштабе времени православные государства и проигрывают конкуренцию.
Ресурсы как условие развития общества
Коротко суть механизма сводиться к следующему. С точки зрения теории пассионарности, творчество это разновидность пассионарности, т.е способности преодолевать инстинкт самосохранения. Отсюда и основная идея - создавая для человека такие условия, в которых он будет ощущать себя уверенно при возникновении угроз, т.е сводя угрозы к таким формам и видам, с которыми конкретный человек способен бороться максимально эффективно, можно максимально задействовать творческий потенциал человека. Основная идея подхода в том, что в таких условиях человек может максимально эффективно бороться с инстинктом самосохранения и в максимальной степени преодолевать его давление. Скажем, что владение людьми определённым количеством материальных ресурсов создаёт им возможности для защиты и преодоления собственными усилиями условий, воспринимаемых ими как опасные для их жизни.
Эта технология позволяет изменением социальных условий использовать существующий у людей творческий потенциал, меняя для них форму и содержание социальной борьбы, делая её исход зависимым от творческих способностей человека, перемещая для этих людей борьбу в сферу идей и инноваций. В неподходящих социальных условиях творческий потенциал этих людей скорее всего будет не задействован, так как исход социальной борьбы скорее всего окажется зависимым от других факторов. Но другим необходимым условием успешности применения технологии является борьба между людьми. Она является условием активизации и гарантией использования творческих возможностей, так как это фактор, от которого в решающей степени зависит исход социальной борьбы внутри данной группы. Что очень важно, одновременно борьба внутри социальной группы является фактором создающим условия для социального управления этой группы людей.
Люди с необходимым потенциалом всегда в нужном количестве существуют в обществе, а если возникает их недостаток, его можно покрывать импортом мозгов с периферии. Фактически речь идёт в основном о манипуляции социальными условиями жизни и потому реализация этого метода предполагает разнообразие социальных условий в обществе и избыток участников для поддержания необходимого уровня их борьбы. Основное достоинство этой технологии в обеспечении гарантированного выхода инноваций в обмен на затраты материальных ресурсов.
После изложенного становится совершенно очевидна причина, по которой борьба за контроль над ресурсами в конечном итоге является ключевым элементом противоборства обществ/суперэтносов.
1.3 Русская стратегия использования ресурсов обществом, и стратегия расширения ресурсной базы
Мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе в ввиду его объёмности, какие то важные детали устройства русского общества можно посмотреть [14], вопросы особенностей устройства русской власти, вытекающие из ресурсных ограничений страны в статьях А. Фурсова, вопросы влияния этих особенностей на историю и политику в других статьях Е.Холмогорова. Для целей нашей статьи вполне достаточно простого упоминания о том, что русские имели свою стратегию развития общества, культуры, и ресурсной базы общества, и свои формы организации процесса развития, частично сохранившуюся и сейчас. Например, "НТР" трактуется как богоугодная/угодная_своей_страны форма деятельности - как духовная деятельность, осуществлялась в монастырях, потом в институтах. Старую форму "НТР" Пётр уничтожил, новая в форме Академии хоть и работает, но постоянно даёт сбои, так как это форма чужого образа жизни.
Россия расширяла свою ресурсную базу за счёт равноправной интеграции других народов в своё общество, и до тех пор, пока Россия не сталкивалась с сложившимися суперэтносами типа индийского, китайского, а осваивала говоря словами Цымбурского [4] "Шельф Острова Россия", всё шло хорошо, русское государство в целом успешно сопротивлялось Западу, так как не слишком проигрывала по ресурсной базе (учитывая разную потребность общества в ресурсах для выживания и развития). Но китайцев или индусов невозможно интегрировать в Россию, и тут Россия сильно уступила, если не проиграла в ресурсной войне - Индию и Китай завоевали, когда российские власти прошляпили этот важнейший момент мировой политики, не помешав этому.
1.4
Особенности советской стратегия использования ресурсов обществом и стратегия расширения ресурсной базы, ставка на человеческий ресурс
Проблемы с человеческим ресурсом, неустойчивость общества.
Социализм/коммунизм стал адекватным ответом на поражение в войне за ресурсы - страна на новой идейной основе вернулась к модели служилого/солидарного государства, где у элиты не было привилегий, да и социализм/коммунизм не имел ограничений православия для распространения в мировом масштабе. Основным ресурсом СССР стал творческий труд свободных людей. Россия/СССР вернула себе влияние и положение в мире. Однако же социализм/коммунизм это компромисс/гибрид между разными цивилизационными идеями, и он чреват химеризмом при своём разложении. Вопреки распространённому мнению основной проблемой социализма ни была экономическая - социалистическая экономика вполне могла развиваться на своей собственной основе, как это видно в [9]. Основной проблемой социализма стали механизмы формирования элиты, её поведение, и незавершённость механизмов антропологических воспроизводства, в совокупности приводящих к неустойчивости общества.
Проблема следующая - для того, что бы социализм/коммунизм распространялся во всех странах, он должен быть свободен от каркаса, создающего надёжное антропологическое воспроизводство, но при этом не смотря на широкое распространение коммунизма, каждое охваченное им общество становится внутренне не устойчивым к соблазнам и к манипуляциям, один пример которого я описал в [5] Слепое пятно философии".
1.5 Методы решения антропологической проблемы при социализме
Эта проблема имеет только одно решение - социализм/коммунизм должен сочетаться с местными религиями, существенно потерять свою ценностную однородность, так как в противном случае потребуется огромное количество ресурсов, что бы в мировом масштабе создать антропологически однородное поле. Один такой вариант сочетания я описал в статье [6]. Второй теоретически возможный полноценный вариант решения этой проблемы, это трансформация коммунизма из квазирелигии в полноценную религию. Третий возможный вариант это адекватное внимание религий к общественной проблематике и усвоение религиями главных общественных идей и достижений диамата с истматом, этот вариант максимально далёк от привычном нам социализма, он сохраняет с ним общность в главном, и будет отличаться во всех остальных деталях реализации. В реальной жизни будет происходить смешение первого и последнего вариантов с некой тенденцией перехода от первого к третьему. Социализм/коммунизм уже комбинируются с христианством в Латинской Америке [7], с буддизмом в Индокитае [8] М.Саркисянц "Россия и мессианизм".
Что бы выиграть историческую конкуренцию с Западом, как господствующем сейчас на планете суперэтносом, нужно или всеми методами контролировать большие ресурсы, направляемые на научно-технический прогресс, чем Запад, или научиться восстанавливать субъектность эксплуатируемых Западом стран, уменьшая тем самым контролируемую Западом ресурсную базу. Для этого нужно помогать этим цивилизациям адекватными теориями социально-политической области, т.к эта сфера слаба или отсутствует даже в культуре таких стран как Китай или Индия. В любом случае решения обоих задач находятся за пределами возможностей и традиций и китайской и индийской цивилизаций - главных сегодняшних оппонентов Запада, и им жизненно необходимы союзники, способные решать такие вопросы. И ситуация не меняется даже с учётом наличия доктрины социализма в арсенале китайской цивилизации, так как возникает проблема с механизмом антропологического воспроизводства, о которой мы уже говорили, и которые типологически родственны проблеме восстановления субъектности эксплуатируемых территорий. Именно в этой плоскости находится единственное решение вопроса о союзных/нейтральных/враждебных взаимоотношениях этих стран с Россией и Западом, исходящее из самого коренного вопроса в конкуренции суперэтносов. И вопрос о объективных союзниках и их поддержке всегда надо учитывать при анализе и рассмотрении всех последующих мер борьбы с Химерой
1.6 Воссоздание механизма антропологического воспроизводства в России
Как мы видели с логической точки зрения проблема контроля над ресурсами, необходимыми для развития суперэтноса в конце-концов свелась к возрождению механизма антропологического воспроизводства, так как остальные части функционирования эффективного оригинального механизма развития в случае государства служилого типа были исторически решены в СССР.
Есть одна причина, почему мы разделили рассмотрение воссоздания механизма антропологического воспроизводства при социализме и в России, и это причина заключается в том, что несмотря на то, первый и третий варианты из 1.5 применимы к эволюции российского общества - однако можно предположить, что в России со временем восторжествует третий вариант - это вариант когда православие начинает обращать адекватное внимание к общественной проблематике и усваивает и если надо перерабатывает главные общественные идеи и достижения диамата с истматом. Как мы уже говорили, этот будет вариант максимально далёк от привычного нам социализма, и будет сохранять с ним общность только в главном, отличаясь во всех остальных деталях реализации. Неплохой работой из этой области можно было бы назвать работу A.E. Молоткова [15]. Одним словом при некоторой условности нашего раздельного рассмотрения у нас есть основания для выбранного способа рассмотрения.
Русский образ жизни изначально основывался на отсутствии материальных излишков, на их недостаточности, и потому русские всегда умели использовать духовные рычаги и стимулы. У русского образа жизни был один порок (вполне преодолимый) - отсутствие полноценной философии, соответствующей православию, что бы можно было адекватно трактовать вопросы мирского противоборства с западной культурой, сводящиеся к разным материальным формам. Религия как инструмент не очень подходит для этого, философия более адекватна для прояснения вопросов с Западной культурой, но философия именно сопряжённая с религией, что бы не раздирать общество в разные стороны, как это уже два раза получилось за 100 лет.
И другая сторона этого процесса, создающая живую повседневную связь философии с религией для каждого человека - надо продвигать, насколько возможно, использование всеми людьми методов "умной молитвы". Это историческое достижение русской духовности должно максимально активно использоваться обществе так же, как в Индии, в которой согласно Элиаде везде, где возможно используется йога [10] Элиаде М. "Йога. Бессмертие и свобода"
Каким образом возникает связь между религией и философией можно понять из работ Хоружего и Е.А Торчинова.
2.0 КОМПЛЕКСНЫЙ ВЗГЛЯД НА ХИМЕРУ - ПРИЧИНЫ РОЖДЕНИЯ И СПОСОБ ВОСПРОИЗВОДСТВА
Сейчас самое время правильно расставить приоритеты.
Говоря о химере, мы учитывали то, что власть в целом ведёт себя как этнос. Благодаря этому мы получили представление о причинах и предпосылках формирования этого "господствующего этноса", который сводится в конечном итоге к целям и функциям государственного аппарата (обеспечению необходимости развития общества) для решения которых необходимы люди с определёнными моделями поведения (скажем даже лучшие из них обязаны ценой жестокой эксплуатации собственного населения решать задачи развития страны). Однако есть ещё один аспект рассмотрения Химеры, вытекающий из того, что элита ведёт себя как определённый этнос, является этносом. Но сводить всё к рассмотрению национального/этнического состава членов этого этноса было бы непростительным упрощением.
Подход, рассматривающий власть как этнос гораздо шире проверки национальной принадлежности членов "господствующего этноса". Этнос это совокупность определённой среды жизни, методов воспроизводства/рекрутирования в члены этноса, воспитания, поведения, идеологии/религии.
Выше мы познакомились с причинами происхождения русской Химеры и увидели, что из них вполне понятны направления активности аппарата, ценности и особенности поведения аппарата, теперь посмотрим на "господствующий этнос". Взгляд на Химеру, как этнос, даст нам понимание условий её воспроизводства. Понятно, что второй подход более общий и включает в себя первый, так как условия воспроизводства Химеры обязаны воспроизводить и направления её активности, и ценности её членов, как и особенности их поведения. Однако выбранный нами способ обладает большей наглядностью в вопросе выделения и понимания направлений активности Химеры и благодаря этим качествам позволяют сократить объём анализа условий воспроизводства, который более трудоёмок и гораздо менее нагляден. В любом случае, мы должны помнить, что анализ условий происхождения и анализ условий воспроизводства Химеры два независимых подхода.
Фактически мы уже убедились, что средой обитания и образом жизни для этого этноса является разные аппараты, бюрократические заведения. Теперь пришла пора обратить внимание и на другой аспект воспроизводства этноса - каждый этнос имеет религию/идеологию/учение - этническую доминанту, которая является для него центральным стержнем, вокруг которого этот этнос воспроизводится, и это чрезвычайно важный момент.
Рассмотрим известные нам случаи. Что первое приходит на ум, говоря о религии/идеологии чиновников ? Китай и конфуцианство. Конфуцианство это чрезвычайно разработанное учение, с очень глубокой философией, и по сути китайские чиновники без экзамена по конфуцианству должность не получали. Что очень интересно с точки зрения интересов чиновничества, конфуцианство это учение с большим упором на лояльность, и необходимость упорядочивать жизнь и своё окружение.
Народная вера в Китае это даосизм, во многих своих положениях противоположный конфуцианству, что не мешало чиновникам на работе быть конфуцианцами, а дома даосами. Вооружённый конфуцианством и рождёнными из него очень глубокими теориями и практиками управления страной, Китай благодаря чиновничеству пережил всех завоевателей, ассимилировал их - вещь совершенно невероятная с точки зрения истории России, учитывая, что коррупция в Китае всегда была фактом жизни.
Китайские чиновники создали в покорённом кочевниками Китае другую Химеру, пример которой приводил Гумилёв.
Подводя итог всестороннему взгляду на Химеру можно сказать, что цель функционирования и функции аппарата, способ управления страной, способ взаимодействия его различных частей для реализации его функций, задают стереотипы поведения его членов. Механизм же воспроизводства его как этноса есть приём чиновников на работу, при котором селекция кандидатов производится системой экзаменов, которая так же задаёт идеологию, системы ценностей, социально-политические учения, которыми руководствуются члены аппарата, оценивающие с точки зрения этих учений как функциональность аппарата, его внутренние процессы, так и общественные процессы. Оценивая эти два фактора - цель и функции аппарата и философию/ценности его сотрудников, можно понять перспективы и методы борьбы с Химерой.
3.0 БОРЬБА С ХИМЕРОЙ
Русские всегда хотели и хотят строить государство Правды, и быть участниками этого процесса, русский народ на той стадии развития, когда общество очень пассионарно, т.е народ своими усилиями при правильной самоорганизации снесёт все химеры, так как его способностей и энергии хватит покрыть всё пространство, которое химера занимает в обществе. Многое из необходимых идей для самоорганизации общества я многократно уже излагал - союз православия и марксизма, творчество, коллективное творчество - это всё методы воздействия на элиты, воздействием на их основные функции, функции ценностной и поведенческой организации своих сегментов общества. Экономика социализма при повышении в ней элемента демократии вполне способна к саморазвитию, я уже писал об этом [9] "Компьютер как модель общественного устройства"
Это всё важно с точки зрения того, что всё пространство решений определено и ясно, остаётся определить лишь методы воздействия на власти.
Борьба с Химерой должна основываться на трёх аспектах - понимание метода пополнения персонального состава "господствующего этноса", метода выработки определённого поведения у членов этноса, и метода формирования самого аппарата, так как в отличии от природной среды, аппарат допускает довольно динамичное изменения его структуры и функций. Важно также понимать природу возникновения власти у элит.
Как мы уже говорили, это аспекты существования и воспроизводства Химеры, они связаны с функциями, которые выполняет Химера, и условиями её воспроизводства. Понятно, что условия воспроизводства это более общие условия, так как они должны обеспечивать выполнение Химерой её функций. Мы отдельно говорили о функциях Химеры только потому, что для борьбы с Химерой надо устранять и причины, для выполнения которых она существует, и устранять причины, позволяющие Химере воспроизводиться.
Первый, и частично второй аспект были рассмотрены в предыдущей части. Второй и третий аспект мы рассматривали в первой части нашей статьи с точки зрения связи с функциями, выполняемыми властью и её целями. На подробном разборе оставшихся аспектов с точки зрения воспроизводства Химеры и возможных методов влияния на все эти аспекты мы и остановимся ниже.
Но до того, как перейти к рассмотрению технологий воздействия на Химеру, хотелось бы отметить одно обстоятельство - из сказанного о причинах возникновения Химеры ясно, что способ борьбы с ней включает в себя профилактику условий возникновения Химеры, а это связанно с огромным спектром общественных механизмов, обеспечивающих достаточно быстрое и эффективное развитие общества, и с вопросами устройства и воспроизводства элит, призванных обеспечивать развитие общества. Ясно, что весь этот спектр не будет предметом рассмотрения в нашей статье, ввиду необъятности этой темы. Нас большей частью будет интересовать устранение условий воспроизводства Химеры. Общая теория дана [3.1] и в [3.2], а более комплексный разбор с большей степенью детализации проведены в [12] и [16]
3.1
Технология избирательного воздействия общества на различные отряды элит.
Влияние на баланс элит методом самоорганизации общественных сил
Изящный метод гражданского неповиновения
На внутренний баланс различных групп повлиять можно, учитывая механизм возникновения власти у разных групп и вытекающую из этого механику взаимоотношений разных групп. Общая теория элит с точки зрения теории Гумилёва, т.е теория возникновения власти у разных общественных групп изложена в [12] - если коротко, то она сводится к тому, что каждая группа организует какой либо сегмент общества при помощи ценностей, поведения, структур, таким образом получая возможность управления этим сегментом общества и представлять его, благодаря этому получая влияние в обществе и власть.
Самое элементарное, можно помогать определённым корпорациям - скажем "Ростехнологиям" при помощи влияния на процесс роста квалифицированных кадров, поощряя людей к максимально производительной работе не взирая на зарплату - и таким образом усиливая позиции союзных сил в бизнес элите. Такую работу вполне можно делать на общественных началах, при помощи общественных организаций, в которых работают люди пользующиеся авторитетом.
Можно выполнять действия, подобные действиям элит при организации какого либо сегмента общества, даже не имея больших рычагов власти, при условии содействия самого населения. Создание разных организаций с похожими целями автоматически меняет баланс власти в элитах. Спектр вариантов здесь велик - начиная с общественных организаций военных, завершая различными сайтами по интересам. Естественно, общая координация очень важна, если речь идёт о сайтах, как правило имеющих довольно ограниченную аудиторию.
Скажем нужны профессиональные организации по нескольким разным сферам - скажем военных, возможно сотрудников спецслужб, бизнесменов... Но организации должны заниматься только общением людей, выработкой профессиональной этики, и рассмотрения её применения, ну и проведения экспертиз, выработки концепций. Это будет и моральной поддержкой, и способом сложения умов, и местом выработки моделей поведения.
Главное условие эффективности таких организаций - отсутствие борьбы за власть. Этим они получат авторитет, влияние, сплочённость рядов. Само наличие таких организаций, занимающихся тем, что должна делать и делает элита, будет способом выработки альтернативных систем ценностей и методов поведения, и изящным методом гражданского неповиновения.
Свою этику поведения, жизни и работы, русские, как общество в целом, так и в лице различных общественных прослоек должны и могут формировать самостоятельно, самоорганизуясь, стараясь по возможности уменьшать участие государства в таких процессах, и вообще считая, что отношения с родным государством - это передний край битвы с антихристианством. Надо исходить из того, государство надо любить, как своего ближнего, но с ним надо бороться всеми силами и одновременно оказывая ему всю возможную поддержку для проявления им христианских качеств. Довольно просто понять, что надо стараться не оставлять ему лишних сфер деятельности - совсем по марксизму, так как именно максимальное ограничение сферы деятельности государства снижает вес и возможности химерических элитариев влиять на жизнь. И самое важное, для момента пассионарного взрыва, который сейчас переживает Россия, максимальная ставка на самоорганизацию методически максимально правильная.
Обрисованная стратегия самоорганизации общества была обоснованно нами только в аспекте избирательно влияния на различные отряды элит, т.е обоснованна на уровне самоорганизации общественных слоёв. Вопросы же самоорганизации на уровне общества в целом мы рассмотрим ниже.
3.2 Теория воздействия на власть в целом.
Третий аспект власти, который будет определять и само устройство власти, и её функции это "философия власти". Т.е воздействуя на этот компонент возможно сразу воздействовать на всю власть в целом. Вопрос в том, как можно добиться влияния именно на этот аспект власти. Мы уже видели, что учения, которым руководствуются чиновники исключительно важно для будущего страны, и в этом смысле учение Маркса содержит в себе ничуть не меньше для удачного управления страной, чем учение Конфуция. Важно не забывать про обязательность сочетания такого учения с истинной религией, как это было в Китае, и пример того, как это могло бы быть в России я уже приводил [6]
Можно сказать несколько по другому - философия должна содержать в себе понятия и доктрину функционирования государства. Конфуцианство утверждает, что цель государства это построение этичного государства, и что это достижимая цель. Только слепой может не увидеть здесь близости к русскому народному идеалу построения государства Правды. О том, насколько марксизм соответствует этим ожиданиям русских можно посмотреть в [8] М.Саркисянцa "Россия и мессианизм". Итак, надо формировать христианскую теорию государства, или сочетать христианство с марксизмом для воспитания чиновников, да и вообще всех людей в России. Как обязательную часть этого процесса, устраняющую слепое пятно философии, и замыкающее антропологическое воспроизводство, и обеспечивающее расцвет религии, надо двигать насколько возможно для всех людей методы "умной молитвы" так же, как в Индии, где согласно Элиаде везде, где возможно используют йогу [10]
Собственно говоря, появление в обществе развитой и разработанной системы взглядов, ценностей, поведения, альтернативных официальным и принимаемым обществом должно приводить и к другому следствию - к появлению контрэлиты и росту её влияния, если в обществе функционирует механизм антропологического воспроизводства. Собственно наличие абстрактной разработанной системы взглядов и ценностей означает возможность управления поведением людей, возможность организовывать людей, а это и есть обычная функция элиты - актуальной или контрэлиты. Но для эффективности управления, в обществе должны существовать устойчивые группы людей с каким то сложившемся поведением и ценностями, а это и есть наше второе требование о необходимости механизма антропологического воспроизводства. В России его функционирование традиционно обеспечивала церковь, но начиная с Петра I пошёл активный слом этого механизма, который завершился реформами Александра II. В СССР функции церкви пыталось выполнять государство в лице КПСС можно подробно. В нынешнем же обществе эту функцию не выполняет в полной мере ни КПСС, ни церковь, ни государство. Об этих вопросах желающие могут детально посмотреть в [16]. Однако при определённых условиях, второе условие станет следствием первого, но роль церкви и условия, при которых можно формировать механизм антропологического воспроизводства мы рассмотрим уже в нашем последующем изложении.
Таким образом появление философии, или хотя бы набора достаточно абстрактных систем взглядов по необходимому спектру общественных областей, если философии пока ещё нет, или формирование систем поведения начинает воздействовать на актуальную элиту через возникновение контрэлиты и её давление на актуальную элиту.
3.3 Условие, необходимое для воспроизводства Химеры.
Равнозначность деятельность Химеры тотальной войне с обществом .
Рассмотренные выше методы селективного и общего воздействия на власть/элиты вполне эффективны, и их нельзя игнорировать при любом стечении обстоятельств, и нетрудно заметить, что их сочетание само по себе решают вопрос Химеры, однако дело упирается в создание философии и к тому же требует большого времени. Возникает вопрос, существует ли метод более быстрого воздействия на элиты, и вообще становится важным оценка потребности в ресурсах для результативности интересующего нас процесса.
Мы уже говорили о универсальном способе пополнения рядов "господствующего этноса" - приёме чиновников на работу при помощи экзаменов. Но в специфическом случае Химеры, выбирающей для себя резко отличные от всего общества людей, появляется дополнительное условие - Химера для своего существования нуждается в отсутствующем механизме антропологического воспроизводства, а если он существует, то в отсутствии адекватной философии. Нетрудно понять, что возможность пополнять персональный состав власти людьми с нужными взглядами находится в большой зависимости от наличия в обществе людей с подходящими ценностями и моделями поведения. Однако же ясно, что существование в стране механизма антропологического воспроизводства и адекватной философии делает практически невозможным подбор таких людей, и после сказанного выше о условиях возникновения контрэлиты это уже не выглядит удивительным.
Отсюда прямой вывод, что химера будет разлагать механизм антропологического воспроизводства и препятствовать созданию адекватной философии, что собственно и произошло в РИ, закончившись революцией. И так как в таких вопросах меры не бывает, то на практике Химера будет разлагать по возможности мораль общества, насаждая пороки и криминализируя общество при помощи наркотиков, уничтожать культуру, создавая все условия для духовной и интеллектуальной деградации. Это всё превентивные меры по недопущению ситуации, смертельно опасной для Химеры - созданию механизма антропологического воспроизводства и адекватной философии.
В общем то всё рассказанное про условие существования Химеры и естественные направления её активности фактически приводит к выводу о том, что Химера это нечто очень родственное внешнему контролю над обществом или даже внешнему завоеванию и в своей развитой форме наверно можно говорить о тотальной войне с обществом, и это трезво надо учитывать.
Ясно, что сопротивляться такому тотальному разрушению общества можно только с помощью очень эффективных средств и с большой вероятностью при помощи опоры на внешние ресурсы, учитывая наличие союзных русским центров силы в мире, о чём мы говорили выше. Совсем не обязательно получать прямую внешнюю помощь, но получать преимущество перед другими субъектами экономической активности вполне реально и не предосудительно.
Другой сценарий эффективной оперативной помощи есть по сути лишь более радикальный вариант предшествующего, и будет похож на то, как в своё время немцы в борьбе с английскими элитами за власть в будущем, помогли большевикам, как альтернативной и перспективной русской элите, так и китайцам для успешного противостояния с Западом необходима успешная Россия. На пальцах, я давал очень простые простые сценарии противостояния международных элит в [11] "Простая модель оценки элиты"
Однако внешняя помощь будет эффективна только при движении в правильном направлении - создании союза православия с марксизмом, или какого либо из вариантов рассмотренных в [1.5.1].
3.4 Наиболее эффективные средства воздействия на общественные процессы.
Итак остался последний пункт в рассмотрении этого клубка проблем, и о нём мы упоминали выше, говоря о формировании в определённых условиях механизма антропологического воспроизводства как следствия возникновения философии или системы поведения.
Человеческое общество нестационарно, оно эволюционирует во времени по определённому закону, потому в разные периоды времени разные средства будут иметь различную эффективность. Например, в периоды формирования нового этноса очень эффективны могут быть различные технологии формирования этнической доминанты. Т.е концентрируя усилия в конструировании и тиражировании подходящей этнической доминанты можно получить огромный эффект от сложившейся де факто кооперации новых пассионариев, действующих впредь синхронно в силу одинаковости мышления и эффективно, вследствии их человеческих достоинств. Тиражирование такой этнической доминанты можно и при помощи кинопроката, телевидения, интернета - в данном случае есть огромный и не контролируемый химерой канал воздействия на людей. Важно суметь им правильно воспользоваться. В данном случае реализуется технология двухступенчатого воздействия на процесс этногенеза - сначала при помощи тиражирования этнической доминанты происходит воздействие на тех, кто сам хочет, готов и способен измениться, но не знает направления такого изменения в силу различных обстоятельств. На втором этапе, сформировавшийся отряд пассионариев будет изменять уже людей, которых возможно изменить, по видимому слой связанный с преступностью во многом останется среди тех, кого изменить станет невозможно.
Один из самых трудных вопрос о предстоящем облике русского человека. Однако нет смысла пытаться угадать как карты лягут. Но можно с большой степенью точности определить рамки, в которые должно вписываться желаемое нами поведение, что бы процесс самоструктурирования этноса стал необратим. Но об этом мы уже говорили - [6] "Производство паралича и способ его преодоления"
ОСНОВНОЙ ЭЛИТНЫЙ СУБЪЕКТ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ХИМЕРЕ
Мы уже видели, что Русская Химера родилась как результат концентрации основных усилий общества на личном развитии, оставляя без должного внимания общественное начало человека, и как следствие меньшая развитость всех институтов государства и их меньшая дееспособность по сравнению с Западной цивилизацией. А эта традиция целиком и полностью лежит в русле церкви. Отсюда следует, что Химера всегда должна стараться уничтожить Церковь, так как должна осознавать, что в один день Церковь может поменять свою политику, сбалансировать её, применить накопленный опыт личного преобразования к преобразованию общества - и учитывая их высокую степень подобия это можно сделать быстро и эффективно, и это будет полная смерть Химеры.
Теперь надо понять другую сторону этого вопроса, а имеет ли Церковь нужный потенциал сопротивления Химере, готовность и способность к преобразованию общества ? Нынешняя Церковь результат длительного исторического процесса давления Светской Власти на Церковь, с полным вытеснением её из общественной жизни, и последние 70 лет это позиция вылилась в неприкрытое силовое воздействие на Церковь. Такое воздействие приводит к двум последствиям - разложение большей части духовных лиц, и появлению малой, но несгибаемой и активной части, которая в силу своей активности обречена на лидерство. И чем сильнее давление системы, тем крепче будет получившийся человеческий материал. А длительное взаимодействие с квазирелигиозной доктриной коммунизма, имеющей хорошо разработанный аппарат работы с общественными явлениями, должен был неминуемо поднять до сравнимого состояния способность Церкви разбираться в общественных процессах. Но есть и конкретные доказательства неизбежности такого хода событий - если русский марксизм отразил и выразил в себе все важнейшие архетипы русского характера и мировоззрения, как это было показано в [8] , то именно поэтому все достижения русского марксизма могут выражаться на языке православия.
Сказанное принципиально важно по одной причине - в обществе есть структура, которая будет противостоять Химере в той области, где это максимально смертельно для неё, и есть люди, которые будут служить образцом для тиражирования их поведения в обществе. Безусловно, никто не может утверждать, что тиражирование не будет сочетаться с серьёзной трансформацией такого поведения. Конечный результат будет зависеть от большого числа факторов, и некоторые очевидные из этих факторов мы и изложим в завершающей части.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ХИМЕРЕ
Т.к этничность существует в подсознании, то пропаганда идеи союза не должна взывать к рассудку, она должна давать наглядный образ желательного поведения, способного такой союз осуществлять и воплощать. Здесь должна работать команда из священников, кинорежиссёров (создатели мультов, писатели - деятели искусств) и антропологов, психологов - только их совместная работа может дать правильный образ, темы, метод подачи материала, способ реализации этих идей, целевые аудитории.
Однако некоторые предположения о круге таких идей сделать можно ввиду их очевидности.
1)По видимому должен затрагиваться каким то образом вопрос душевной трансформации из одного состояния в другое, и как я понимаю этот переход без религии не совершить.
2)Как темы, которые обязательно должны обыгрываться в фильмах надо назвать события в Осетии и Афганистане. Афганистан был трагедией для русского и афганского народа, так как это был единственный шанс для них зажить нормальной жизнью, и этот шанс у них отобрали. Так и надо подавать этот материал.
3)Должно быть несколько таких моделей поведения, для разных целевых аудиторий.
4)По видимому, нужно для допиливания образов использовать разные фанфик. технологии - надо исходить из того, что надо через несколько приближений получать необходимый образ, и использовать соответствующие технологии с самого начала.
5)И по видимому основное противодействие с человеческой стороны будет борьба с преступностью - это форма предстоящей гражданской войны, т.е именно под это надо затачивать метод подачи материала.
6)Только в том случае, если сможем в идеале получить некий образ Бога, несущего свой крест на нашем месте, преодолевающего свой страх и свои недостатки, и получающего свою локальную Голгофу, ради своих близких - может тогда это будет выстрел в десятку ?
Такое христианство приходящее к человеку через индивидуального бога.
Все перечисленные меры позволят дать начало процессу, но дальнейший ход событий нуждается в анализе, трудно поверить, что одного этого может оказаться достаточно.
Я уверен, что эти меры должны реализоваться в прокате. Сейчас очень удобное время для тиражирования событий в Южной Осетии, создания из них нового мифа, который ляжет в основание обновлённого этноса - мифа о преодолении оказываемого давления правильными ребятами и восстановления ими справедливости. В качестве эпохального успеха их усилий можно преподносить финансовый кризис в США, и крах протестантского капитализма, как трактуется в [13] "Неореформация: день первый"
Т.е из этого события можно сделать миф надлежащего для русских этнообразующего события гигантского масштаба, и он будет истинным, так как именно в этом и был истинный смысл всех событий в Южной Осетии.