...Все началось в конце 80-х–начале 90-х гг. прошлого века, когда распад СССР был налицо. Шла борьба за сферы влияния. Пристально наблюдая за развалом Советского государства, США активно искали пути и средства для включения Азербайджана в сферу своих национальных интересов с целью укрощения строптивого иранского режима, провоцирования дезинтеграционных процессов теперь уже в России и, как результат этого процесса, – окончательного закрепления в этом регионе мира.
Был еще и второй игрок – Израиль, который интенсивно составлял планы по уничтожению Ирана. Плацдармом для реализации данных планов могли быть страны Южного Кавказа, в первую очередь – Азербайджан.
С момента объявления независимости Азербайджана тандем США–Израиль начал активно действовать в регионе. При правительстве НФА в начале 1990-х годов для них были созданы идеальные условия. После прихода к власти Гейдара Алиева руководители в Москве и Тегеране с облегчением перевели дух в надежде на то, что генерал КГБ не допустит США в Азербайджан. Но эти надежды не оправдались, и все заинтересованные силы скоро поняли: Гейдар Алиев проводит собственную политику, слабо сопрягаемую с интересами России либо Ирана. Он, в отличие от НФА, на словах умело лавировал между этими государствами; впрочем, на практике все получилось наоборот: с приходом к власти Алиева движение Азербайджана в сторону Запада, в первую очередь США и Израиля, приняло системный характер и еще больше усилилось. Оба этих государства начали укреплять свои позиции в этой части Южного Кавказа. Центральное место в этих планах было отведено Талышу как важной геополитической точке в борьбе с Ираном. Учитывая важность Талыша в этой борьбе, было начато подробное изучение национального и религиозного состава населения Талыша, общественного мнения населения, а также путей и средств отторжения талышей от своих корней с целью использования их в дальнейшей борьбе против Ирана.
Соответствующая работа велась и ведется по сию пору в нескольких направлениях, гармонично дополняющих друг друга. Например, в религиозных делах проводником их идей являются в основном Турция и Норвегия (!), а политические вопросы часто продвигаются через посольства Польши и Голландии. Работа ведется системно и охватывает разведку, внедрение своих ценностей в местную среду, распространение в Талыше разного рода религиозных орденов (с учетом сильных позиций традиционного шиизма в регионе), обучение талышских детей в американских и других учебных заведениях, создание в Талыше проамериканских неправительственных организаций, финансируемых из США и Израиля и т.д.
Разведка
С приходом к власти Гейдара Алиева усилился поток американцев и израильтян в Талыш. Как правило, они приезжали под личиной ученых. Эту миссию часто выполняли граждане Польши. Они неоднократно бывали в Талыше, активно общались с населением, особенно с представителями талышского движения, интересовались их социально-экономическим положением, взглядами на происходящие вокруг события и т.д. Многие приезжали как туристы. Среди них были граждане США, Израиля и даже граждане России (в основном еврейской национальности).
Правительство Азербайджана всячески поддерживало и продолжает поддерживать действия США и Израиля. Это проявилось еще сильнее, как только Ильхам Алиев заменил своего покойного отца на посту президента Азербайджана. При нем планы этих государств в Талыше приобрели еще более конкретные начертания. Началось строительство подземной военной базы на границе с Ираном – на территории Ликского (Лерикского) района. Строительство контролировал сам Ильхам Алиев, который минимум раз в неделю посещал стройку на вертолете. Многие были в недоумении: зачем Азербайджану такая военная база, ведь в случае войны с Ираном Баку вряд ли сможет противостоять этому государству, имея даже несколько таких баз! Немногие понимали, что эта база нужна не Азербайджану, а совсем иным государствам.
Примерно в то же время Ильхам Алиев выступил с предложением провести асфальт на шоссе Ланкон – Лик и Масал – Варгадиз (Ярдымлы), то есть до самой границы с Ираном. В то время, когда дороги даже в самом Баку были в безобразном виде, предложение провести дорогостоящую дорогу в два горных района страны было встречено в штыки даже у тех приближенных президента, которые не были посвящены в его планы. Некоторые депутаты из президентского окружения открыто выступали против этой идеи, обосновывая свою критику тем, что эти районы являются дотационными и «от них нет никакой пользы для бюджета страны».
Дороги нужны были США и Израилю, с тем, чтобы в случае начала военных операций с Ираном оперативно доставить военные грузы и технику в нужное место и в нужное время. Учитывая удобное географическое положение Талыша, от высокогорной границы которого рукой подать до некоторых крупных городов Ирана, таких как Ардабил, Табриз, Энзели, Рашт, – значение этих дорог неоценимо.
Одновременно начались работы по восстановлению брошенных военных аэродромов и танкодромов на территории Талыша, построенных при Советском Союзе и брошенных после его распада.
Скоро территория Талыша превратилась в удобный плацдарм для ведения интенсивных наблюдений за территорией Ирана. Выяснилось, что в этих целях на третьем этаже здания почтамта города Осторо (Астара) было установлено специальное оборудование, откуда день и ночь велись наблюдения. Происходит это и с других стратегических точек талышских населенных пунктов.
Неправительственные организации
Немалая роль в работе среди талышей отведена неправительственным организациям, созданным и функционирующим на деньги американцев и израильтян. Определенную работу выполняет Агентство США по международному развитию (АМР США) (United States Agency for International Development (USAID)) — независимое агентство федерального правительства США, находящееся в подчинении Госсекретаря. Целью работы Агентства является проведение программ правительства США по социально-экономическому развитию и оказанию гуманитарной помощи более чем в 100 странах мира. Недавно американская делегация в составе представителя USAID Кен Ямашито, руководителя организации CHF в Азербайджане Зорана Рабича и других лиц совершали вояж по Талышскому региону. Гости участвовали в открытии молочного завода в селе Чахырлы Масалского района. Он был построен при финансовой поддержке организации USAID в рамках программы поддержки развитию общин. Делегация посетила также Лик, Остору и Ланкон. Ее сопровождает посол США в Азербайджане.
В Ланконе функционирует американская организация, которая предоставляет гранты местным муниципалитетам. Работу среди молодежи осуществляет организация «Южный ресурсный центр», финансируемая посольством США в Азербайджане. Она учит молодых ребят английскому языку с целью их дальнейшего обучения в вузах США. Каждый год только из Ланкона в США отправляют около 20 представителей талышской молодежи. После завершения учебы они объединяются в «Ассоциацию выпускников американских вузов», функционирующую в Баку, руководителем которой до недавних времен была талышка по национальности. «Ассоциация» занимается трудоустройством выпускников и проводит с их участием разного рода мероприятия. Эта организация отличается своей антииранской и антиталышской направленностью.
Посольство США в Азербайджане каждый год в связи с началом нового учебного года организует прием с участием азербайджанских студентов-участников по обмену молодыми лидерами (FLEX). Принимавшие участие в программе FLEX студенты проходят годичный курс обучения в высших учебных заведениях Нью-Йорка, Калифорнии и Техаса. Наряду с совершенствованием знания английского языка, они с целью «создания более тесных связей между двумя странами», проживают в американских семьях, тем самым интегрируясь в общественную жизнь американской молодежи. За прошедшие 15 лет в рамках программы FLEX в американских вузах получили образование 800 азербайджанских студентов, среди них немало талышей.
В настоящее время ведется подготовка к экзаменам на 2010-2011 учебный год. Первые тестовые экзамены проводятся в Ланконе, и лишь потом – в Шеки, Гяндже, Мингячевире и Нахичеване.
Ученые
Чтобы по-настоящему изучить этот край и его население, с момента провозглашения независимости Азербайджана Талыш начали посещать американские ученые разных специальностей – лингвисты, этнографы и другие. В 1999-2001 годах американские ученые под руководством Клифтон провели исследования в Азербайджане. В 2002 году в Бостоне вышла двухтомная книга под названием «Изучение языков Азербайджана», где отражены результаты этих исследований. Там изучены языки десятков народов Азербайджана. Во втором томе 41 страница посвящена талышам под заголовком «Социолингвистическая ситуация в Талыше».
Должен признать, они выполняли в Талыши колоссальную работу, изучали состояние талышского языка во всех местах компактного проживания талышей по возрастным, профессиональным, социальным и т.д. группам. В книге не указывается точное число талышей в Азербайджане, но исследователи пошли другим путем. Так, например, указывается: в определенном талышском районе проживает такое-то число населения, из которых, допустим, 99% составляют талыши. В итоге получается, что только на территории пяти районов исконной талышской земли компактно проживают около 500 тысяч талышей. В приватной беседе с талышами американцы признавали, что в Азербайджане в целом проживает свыше одного миллиона талышей.
Мы благодарны этим ученым за их труд, за то, что они первыми объявили всему миру точное количество талышей и правду об истинном состоянии талышского языка в Азербайджане. Но что больше всего удивляет в данном вопросе? Дело в том, что власти Азербайджана не разрешают ни одному талышу или неталышу в Азербайджане изучать хоть какой-то аспект талышской проблемы. Прочитав вышеназванную книгу, удивляешься, как люди из далекой Америки смогли так свободно ознакомиться с Талышом, изучать наш народ и его язык. Для сравнения приведем такой эпизод. Несколько лет назад мы с одним знакомым приехали в мою родную деревню и пошли в сельскую школу, чтобы ознакомиться с экспонатами местного краеведческого музея. Как только мы зашли в музей, его директору тут же позвонили из районной администрации, поинтересовались нашими персонами и хотели узнать, с какой целью мы приехали. И это в моем родном селе! Здесь же американцы считают, сколько талышей проживают в такой-то деревне, на каком языке они разговаривают у себя дома и в общественных местах, какие телевизионные передачи и на каком языке они смотрят и т.д. Подозрительно, не так ли? Прочитав вышеназванную книгу, самому порой хочется побыть немного гражданином США и Израиля, чтобы иметь возможность свободно проехать по своему родному краю...
Религиозные миссионеры
В течение почти 200 лет Талыш находился в составе Российской империи. За этот период ни одному русскому не пришла в голову мысль о том, чтобы изменить веру талышей. А американцы посягнули на святая святых.[?]
Религия традиционно является одним из приоритетных направлений работы США и Израиля в Талыше. Заметим: в этих целях первым в Талыш пришла Турция – как надежный партнер США и Израиля на Кавказе. Еще на заре независимости, в начале 90-х годов, был открыт первый турецкий лицей в Ланконе (Ленкоране) и еще один – в Сумгаите, где больше половины населения также составляют талыши. Эти лицеи активно работают по сей день. На первый взгляд «безобидный и даже благородный поступок» турецких властей на самом деле имел далеко идущие последствия. Детей-шиитов с ранних лет принимают в лицей, после окончания которого большинство учеников поступают в турецкие вузы, находящиеся в основном под влиянием Фейтхуллы Гюлена, становясь нурсистами (продолжателями дела Саида Нурси).
Поначалу многие думали, что главной целью открытия лицеев является распространение пантюркистских идей, которое, несомненно, тоже имеет определенное место. Однако впоследствии выяснилось, что главной целью открытия лицеев является отторжение талышей от своего традиционного вероисповедания, то есть шиизма, с целью их дальнейшего духовного отторжения от Ирана. Эта цель подтверждает мнение некоторых аналитиков о том, что США в своей политике на постсоветском пространстве, в основном в новообразованных мусульманских государствах, некоторые из которых являются тюркоязычными (Азербайджан, страны Средней Азии и Казахстан), уже не уделяют доктрине пантюркизма значительного внимания.
Система Фейтхуллы Гюлена, ее цели и приоритеты хорошо известны в мире. По некоторым данным, численность сторонников Гюлена достигает 2 миллионa человек (в основном, в Турции, Азербайджане и других тюркоязычных странах). Он имеет хорошо организованную сеть учебных заведений, торговых и производственных холдингов. Главным принципом Гюлена (в отличие от другой части нурсистов, которые называют себя «хасами» («чистыми нурсистами») и лишены крупных финансовых возможностей, и, как следствие этого, немногочисленны) является принцип «джамаата» (люди, народ), каждый представитель которого должен позаботиться о благосостоянии своих братьев и сестер, поддерживать и помогать друг другу. Гюленовцы – это «новые мусульмане в галстуке и без бороды», т.е., как они сами себя называют, «цивилизованные исламисты». Нет сомнения в том, что эта система находится под непосредственным покровительством американцев и израильтян – если принять во внимание, что сам Гюлен находится в США и оттуда управляет делами своего ордена. Как известно, по поводу его деятельности в Турции были начаты многочисленные судебные разбирательства, и он переселился в США, чтобы не быть арестованным. В дальнейшем, однако, под давлением США и Израиля все судебные разбирательства против него были прекращены. Президент Турции Абдулла Гюль во время своей поездки в США лично посетил его, чем подчеркнул могущество покровителей Гюлена.
С самого начала своей деятельности гюленовская система нашла хороших партнеров и покровителей в лице властей Азербайджана, которые создали благоприятные условия для нормального функционирования религиозных, коммерческих, производственных и иных «объектов» данной системы в стране, что не делалось ни для какой другой мусульманской и немусульманской системы. Это еще раз доказывает, что за гюленовцами стоят американцы и израильтяне, так как ни одно другое государство не имеет такого влияния в Азербайджане, как эти два государства.
Примерно в одно время с нурсистами в Талыше появились первые христианские миссионеры – граждане США. Точнее, местное население называет их христианами. В отличие от традиционных христиан, они сами себя называют просто «Масиhи» («Масиh» – «Мессия»), т.е. продолжателями Иисуса-Мессии – «Мессианами», а не христианами как таковыми.
Появление их на талышской земле вызвало многочисленные вопросы у наблюдателей – как талышей, так и других. Во-первых, появление христиан-миссионеров именно в Талыше, население которого в основном является мусульманами-шиитами с очень мощными традициями, само по себе уже было слишком рискованным и столь же подозрительным явлением. Для сравнения скажем, что по сей день даже ваххабиты, которые до некоторых времен имели очень сильные позиции в Азербайджане, не смогли «прорваться» в Талыш.
Во-вторых, Талыш находится под пристальным контролем правоохранительных органов Азербайджана, туда не пускают иностранных журналистов. Широко известен случай с российской журналисткой Яной Амелиной, которую власти Азербайджана демонстративно депортировали из южных районов Азербайджана в 2007 году. А тут совсем незнакомые люди, да еще христиане из далекой Америки приехали прямо в Талыш и начали демонстративно распространять там свою религию. В то время как власти Азербайджана буквально выжили из Талыша жителей двадцати русских старообрядческих сел, которые тоже были христианами, эти американцы с первых дней пребывания чувствовали себя вполне вольготно и действовали, не имея никаких проблем со стороны правительственных структур.
В-третьих, они занимались не только распространением своей религии, но и изучением и обучением талышскому языку, что не позволяется даже талышским активистам! Они открыли свои школы прямо в центре Баку, где обучают людей талышскому языку, переводят и издают священные и иные книги на талышском языке, выпускают компакт-диски с песнями на талышском языке и т.д. При этом они переводят священные книги непосредственно с древнееврейского языка, для чего специально обучают ему своих сторонников. Некоторые из этих миссионеров уже успели жениться на талышках, у них родились дети…
Некоторый успех этих миссионеров в Талыше связан, в первую очередь, с социально-экономическим положением населения, уровень жизни которого намного ниже, чем в других регионах страны. Правительство сознательно создает в Талыше такие условия, чтобы люди вынуждены были оставлять свои исконные земли и уезжать в иные регионы Азербайджана (при этом подспудно имеется в виду, что в дальнейшем они будут ассимилироваться с тюркоязычным населением страны) или же в другие страны в целях заработка. Оставшaяся часть талышей живет в основном за счет личного приусадебного хозяйства, отличаясь очень низким уровнем жизни. Именно эта часть талышей привлекает американских миссионеров, которые с помощью финансовых вливаний пытаются обратить их в свою веру. Как правило, американцы берут на себя все расходы, включая свадьбы и похороны, каждый месяц платят им определенную плату и привозят продовольствие и другие товары каждодневной необходимости. В результате, порой, люди, потерявшие все надежды на завтрашний день, бывают попросту вынужденными принимать их веру, либо же они ведут себя так, как будто уже стали христианами.
Но, несмотря на все усилия и финансовые влияния миссионеров, христианство в Талыше не смогло функционировать открыто. Учитывая отношение окружающих, американцы очень скоро были вынуждены перебраться в столицу государства, где легко можно потеряться среди многомиллионного населения и уверенно чувствовать себя под покровительством правоохранительных органов, что невозможно гарантировать в самом Талыше. Что говорить о христианах-талышах, когда даже мусульмане-нурсисты не могут свободно действовать на территории Талыша. Только за пределами Талыша, а чаще всего и за пределами Азербайджана – в России и других сопредельных странах – они могут чувствовать себя более или менее свободно, и то с некоторой опаской. Где бы они ни жили, они вынуждены вести себя замкнуто, объединяться в своих общинах, куда не пропускают посторонних. Они везде общаются в основном между собой, делают вид, что политикой не занимаются (например, «нурсисты» любят часто повторять слова своего «Устада» Бадииззамана: «Пусть будет проклят дьявол и политика!») и действуют очень осторожно.
Наблюдения показывают, что в Талыше их опасения связаны вовсе не с правоохранительными органами Азербайджана (в этом плане у них нет никаких преград и проблем), а прежде всего – с самим населением. Все дело в том, что по сей день местное население Талыша, даже близкие родственники этих людей, очень плохо относятся не только к христианам, но и к нурсистам. Были случаи, например (даже в Сумгаите, который находится всего в 25 километрах от Баку), когда соседи, узнав о том, что в соседстве с ними проживают люди, принявшие христианство, стали недоброжелательно к ним относиться, и те вынуждены были переехать в Баку.
Точное число талышей, принявших христианство, или нурсистов в Талыше не может сказать никто, кроме самих миссионеров, которые держат эти цифры в строгом секрете. Но наблюдения (свадьбы, похороны и другие мероприятия с участием этих людей) показывают, что за прошедшие годы они добились определенных успехов на этом поприще.
Нас не волнует вопрос, кто какую веру принимает, так как в вопросах веры не может быть насилия. Однако нас не могут не интересовать истинные цели американцев и израильтян в талышских районах Азербайджана.
Заключение
Поведение американцев и израильтян в Талыше дает основание утверждать, что их интересует не талышский народ, а его земля как плацдарм для предполагаемой войны против Ирана. Но, так как американцы и израильтяне уверены в том, что талыши любят свою историческую Родину – Иран, они хотят прежде создать в Талыше своеобразную «пятую колонну» путем отторжения части талышей от традиционного образа жизни и вероисповедания и, превратив их в манкуртов, в дальнейшем использовать для осуществления своих далеко идущих планов.
Талыши, как дружелюбный и доброжелательный народ, не желают зла ни одному другому народу, в том числе американцам и израильтянам. Мы всегда рады встречать гостей у себя на Родине, так же как евреев встречали с особой теплотой и заботой примерно две тысячи лет тому назад и даже помогли им восстановить свое государство. С того времени тысячи евреев нашли убежище на земле Ирана, в том числе и в Талыше. В этом плане евреи должны быть благодарны нашему народу, а не участвовать в осуществлении планов азербайджанских властей по уничтожению талышей. Для нас главное – чтобы помыслы гостящих на нашей земле людей были чистыми. Непонятно, почему талышский народ должен страдать и лишаться своей веры ради осуществления чьих-то сомнительных геополитических комбинаций? Почему руководство США и Израиля всегда хочет построить счастье своих народов на несчастье других? Почему относительно маленькое государство Израиль может планировать войну против Ирана с 75-миллионным населением, а 1,5 миллионный талышский народ не может даже думать о сохранении собственной национальной идентичности? Наконец, кто дает право этим государствам проводить всякого рода эксперименты над народами Кавказа? Ведь всем хорошо известно, что превращение Талыша в плацдарм в войне против Ирана означает полное уничтожение талышского народа.
Ведь мир еще не совсем отошел от шока прошлогоднего геноцида, организованного грузинским руководством в отношении народа Южной Осетии. Прошел год, и даже европарламентарии были вынуждены признать вину режима Саакашвили.
Многие ожидали, что народы США и Израиля выступят со всеобщим порицанием своих правительств, бывших главными покровителями режима Саакашвили и непосредственно участвовавших в резне осетин. Но, как видим, ничего этого не происходит. Видимо, там никого не волнует судьба народов, кроме своих собственных. То, что происходит с их подачи в Талыше, является продолжением той же политики, которую они проводили в Грузии, с тем чтобы найти новые плацдармы для войны с Ираном.
Решительные действия российского руководства во время югоосетинских событий убедительно доказали всему миру, что, несмотря на все старания вышеназванных государств, их попытки заведомо обречены на провал, так как есть кому защищать права народов Кавказа. Что касается Ирана, думаю, руководство этого государства ясно понимает положение дел и в состоянии обеспечить безопасность своей страны.
Обреченность попыток американцев доказывается еще тем, что созданная ими «пятая колонна» держится исключительно на американских деньгах, и при их отсутствии нет гарантии, что все они сохранят свои новые «убеждения». Эти господа должны хорошо помнить, что времена испанских конкистадоров остались далеко в прошлом. Веру нельзя купить за деньги. Составляющие «пятую колонну» люди не имеют никакого влияния не только в Талыше, но и в Баку, и в конечном итоге непонятно, что они смогут сделать для США и Израиля.