ПОИСКИ КОРНЕЙ:
Проблески памяти у потомков исламизированных армян
Рубен Мелконян
В среде проживающих в Турции насильно исламизированных армян и их потомков вот уже длительное время как протекают разнородные любопытные процессы, прямо или косвенно свидетельствующие об определенных сохранившихся пластах национального самосознания и памяти. В частности, параллельно с развернувшимися обсуждениями о «кризисе идентичности», проявляются и уже распространяются в прессе истории исламизированных армян, публикуются объявления, посредством которых люди ищут свои корни, потерянных родственников. Издающаяся в Стамбуле газета «Акос» полна таких объявлений и, как в свое время заметил Грант Динк, «сегодня в Турции многие бродят в лабиринтах своей идентичности». Примечательно, и в то же время естественно, что этот процесс поисков более распространен среди исламизированных армян и их потомков.
Кроме этого, сегодня начинают заявлять о себе люди, рожденные от смешанных браков с армянами или армянками, у которых наблюдаются явления, свойственные «этническому кризису». Существование таких людей с армянскими корнями в Турции и вне нее является фактом, который должен быть воспринят не только с научной, но и моральной и психологической точек зрения. Полагаем, вопрос армян и их потомков, находящихся на разных стадиях ассимиляции и имеющих ущербное чувство идентичности, нуждается в серьезном, всестороннем исследовании, после чего только могут последовать оценки.
Вопрос идентичности в Турции приобретает все большие масштабы, и признаком этого можно считать созданную в 2006 г. в Стамбуле программу «Ищу родственника». Идея и организация программы принадлежит молодежным группам «Зерно» и «Новое пробуждение» местной армянской общины. Посредством распространения объявлений программа нацелена на помощь людям в поиске их потерянных родственников, о существовании которых эти люди чаще всего узнавали от старшего поколения1. Кстати, большую роль в осуществлении программы «Ищу родственника» сыграла газета «Акос», а координатором программы является сотрудник этой же газеты Арис Налджи.
Однако нужно отметить, что для такой диаспоральной нации как мы, армяне, это не внове: еще во второй половине 1960-х годов в Советской Армении, в газете «Айреники дзайн» также была организована аналогичная программа, которая так же называлась «Ищут родственников».
Арис Налджи, рассказывая о создании программы в номере за 18 ноября газеты «Эвренсел айатэ», отмечает, что изначально одной из их целей было более широкое распространение множества подобных объявлений, приносимых людьми в «Акос» в поисках своих родственников. «В этот период, – рассказывает Арис Налджи, – на улицах Стамбула мы расклеили 500 объявлений, и даже одному туристу из Англии удалось по этим объявлениям случайно найти своего родственника». Согласно Налджи, они, стремясь расширить географию своей программы, поставили цель распространить ее за пределы Стамбула – в Европе, Ливане, в разных районах Турции. Сконцентрировав все свои средства и связи, им удалось сделать это и, как говорит Налджи, программа обрела международный масштаб. В настоящее время она распространена в Берлине, Кельне, Париже, Бейруте, одним словом, в тех местах, где проживают большие группы армян. Было дано свыше 5000 объявлений на французском, немецком, арабском языках. Создан электронный сайт, где люди могут давать объявления, а также искать своих родственников по уже имеющимся объявлениям, причем – на нескольких языках. В следующем году организаторы намерены задействовать сайт в Армении и на армянском языке.
Естественно, создание и развитие этой программы имеет определенный общественный спрос и может стать довольно интересным и значимым показателем для понимания процессов, происходящих в среде армян Турции, которые были насильно исламизированы или рождены от смешанных браков. Довольно примечателен тот факт, что программа эта осуществляется именно в среде армян и с эффектом снежного кома находит широкое распространение не только в Турции, но и среди наших соотечественников в разных сторонах мира. Факты показывают, что существует очень много людей, имеющих дедушек и бабушек армянского происхождения, и об их реальной семье этим людям было сказано недавно, или же они знали, но боялись говорить об этом. Именно эти люди, узнав о своей реальной идентичности, скрываемой от них десятилетиями, сейчас переживают «кризис идентичности».
Как комментирует Арис Налджи, распространение программы за рубежом было не так сложно. «В конце концов, во всех уголках мира есть армяне», – говорит он и добавляет, что вначале они остерегались того, что под этими объявлениями некоторые могут усмотреть другие цели, однако в дальнейшем все же перебороли свои опасения. Налджи отмечает, что их основная цель – это, с одной стороны, реальная помощь людям в их поисках родственников, а, с другой стороны, представление самого этого явления. «Каким бы ни было число расклеенных нами на улицах объявлений, все равно, надежда найти родственников с их помощью равна 1 проценту, однако именно эта надежда является той силой, которая побуждает нас к этой деятельности».
Налджи также отмечает, что благодаря этой программе многие люди уже нашли своих родственников, и их истории публикуются в газете «Акос». Видеосюжет об этом подготовил авторитетный телеканал BBC, один из сотрудников которого и стал главным героем сюжета. По сей день не прекращается поток людей, которые приходят в редакцию «Акоса» и рассказывают, что их бабушки армянки. Однако все это не должно создать неправильное впечатление, что армянская община Стамбула такая уж смелая, и условия позволяют ей делать подобные рисковые шаги. Наоборот, как утверждает Налджи, армянская община, будучи очень осторожной и замкнутой в себе, выступает против оглашения подобных историй и, опасаясь возможных последствий, не хочет создавать из этого шумиху.
И в заключение, полагаем, уместно привести перевод одного из множества размещенных на сайте объявлений, одновременно отметив, что количество их со временем увеличивается. В свою очередь, эти объявления могут стать предметом отдельного исследования со множеством интересных документальных и этнографических элементов.
«Я родился в Маденском районе Элязиза. Знаю, что мать моя армянка и в черные дни 1915г. ее насильно отлучили от семьи. Моя мать говорила, что ее оставшиеся в живых родные находятся в Марселе и США. Знаю, что родом она из деревни Тадым в Элязизе и звали ее Елизаветой Тумасян. Других сведений у меня нет. Мать моя скончалась в 1978г., с тоскою в сердце по родителям и братьям. Хочу найти родственников с материнской стороны. Прошу вас помочь мне в этом. Экрем У.».