Византийское пространство.
Россия ищет союзников.
К конференции духовно
близких народов
Олег Румянцев
«..наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная,
а силою братства и братского стремления нашего
к воссоединению людей».
Ф.М.Достоевский, 1880
В ПОИСКАХ СВОЕГО ПРОСТРАНСТВА
Где мы и с кем мы? Этим вопросом задаются сегодня многие россияне в попытке понять наше окружение и своих союзников. Увы, под угрозой губительного прерывания находится складывавшееся веками общее геополитическое, религиозное, культурное и экономическое пространство. Без прекраснодушества признаем, что очутились мы в сердцевине геополитического котла прежде всего вследствие проигрышной кончины Союза ССР.
Вместе с тем, внятная общность и совпадение интересов, единство мировоззрения, общность духовных ценностей не раз в истории сближали Россию с надежными союзниками. Сегодня пришло время их поиска.
УТРАЧЕНА ОБЪЕДИНИТЕЛЬНАЯ ИДЕЯ
Пугающее одиночество происходит не случайно. Утрата объединительной идеи и ясной политической концепции во всех ее проявлениях раскрепляет прежние связи. Нет уж ни просвещенного русского мессианизма, получившего оформление в XV-XVI вв. в виде «третьего Рима», сочетавшего отголоски идей богоизбранности народа и преемства вечного царства. Нет ни династической монархии, дававшей мощное поле для сознательной полезной деятельности многих поколений. А ведь русский самодержавный строй, по признанию современников, был больше чем традиционная форма правления. Он «не есть какая-нибудь завоевательная деспотия, а строй глубоко национальный; он держится не на рабском подчинении ничего не знающих и ничего не сознающих людей, а есть сознательное достояние Русского народа, свято им хранимое и благополучно пронесенное сквозь долгие и тяжкие испытания истории» (Л.Тихомиров, 1895).
Нет более коммунизма – ни самой идеи, ни державшегося на ней «второго мира», Варшавского Договора, СЭВа. А ведь худо-бедно – они обеспечивали действительное хозяйственное сотрудничество и взаимопомощь. Мы беззаботно пользовались венгерскими автобусами, чешскими трамваями, югославскими лекарствами, а братья по «лагерю» не жаловались на наши, жизненно необходимые им, поставки.
Сомнения появляются уже и внутри самой России. Нет сильной защиты регионов со стороны Москвы, резко ослабла определяющая роль морального ее значения.
В создавшийся вакуум стремительно входят как Запад, так и Восток. Обращает на себя внимание все более активное расширение мусульманского пространства. В Турции вы сможете увидеть карты, на которых ясно обозначены два клина: один поднимается от Казахстана через Башкирию и Татарию; другой – пересекает Северный Кавказ и Закавказье, стремится к Черному морю... Усилия Востока подчас совпадают с вектором усилий Запада, и тогда становится неуютно.
ЗАМЫСЕЛ И ЗАДАЧИ
«КОНФЕРЕНЦИИ ДУХОВНО
БЛИЗКИХ НАРОДОВ»
Приводимые в эпиграфе слова Достоевского схватывают нашу сильную сторону: идеализм, четкая направленность духовного потенциала сильнее оружия и диктата.
Как ныне сохранить и воплотить этот заряд?
Ломая голову над поставленным вопросом, советуясь с коллегами, неоднократно побывав (и как страновед по первой специальности, и как народный депутат) в Югославии, других странах Восточной и Юго-Восточной Европы, я пришел к мысли о Конференции духовно близких народов.
Идея Конференции возникла в трудное для наших народов, государств, региона и культуры время – время кризиса, войн, дезинтеграции. Созыв Конференции и ее плодотворная работа могут стать символом нормализации положения, создадут организационные механизмы преодоления разобщенности.
Конференция организуется в основном на неправительственном уровне, силами общественных и религиозных деятелей, политических объединений, научных и культурных центров. Вместе с тем, важнейшей частью замысла является активное участие влиятельных политиков, которые помогут связать ячейки гражданского общества с правительственными и государственными учреждениями. Это, по нашему мнению, придаст большую плодотворность усилиям Конференции, сделав ее «около-правительственной».
Конференция замышляется не как единоразовое мероприятие, а как постоянно действующее совещательное собрание для народов и стран, имеющих глубокие исторические и психо-культурные традиции взаимного общения в различных областях.
Конференция может стать инструментом налаживания взаимного сотрудничества для решения следующих общих задач:
1) Внешнеполитическое взаимодействие.
Геополитически народы пост-византийского региона всегда составляли особый континент между Западом и Востоком.
Представляется, что наше сосуществование с атлантической и мусульманской цивилизациями будет благотворным лишь при наличии взаимной поддержки между народами и правительствами в рамках своего собственного пространства, осознании его самости.
Конференция поможет духовно близким народам формировать благоприятные внешние условия для упрочения своей государственности, согласовывать свои действия на международной арене, обеспечить баланс в отношениях с напористой Организацией Исламская конференция.
2) Создание действенной системы безопасности.
Конференция может стать инструментом борьбы с насилием и дезорганизацией, механизмом предотвращения и разрешения локальных межнациональных и межгосударственных конфликтов, число которых в нашем регионе умножилось после распада Варшавского Договора и СССР. Деятельность Конференции призвана помочь разрядить конфликтный потенциал в Восточной и Юго-Восточной Европе, воспрепятствовать превращению этого субрегиона в пространство нестабильности. Это был бы серьезный вклад и в дело общеевропейской безопасности. И не только европейской: Конференция должна быть открытой для всех тех, кто попадает под упоминавшийся геополитический пресс...
3) Обеспечение условий для экономического сотрудничества.
Конференция призвана помочь деловым кругам наших стран: как возобновить прерванные в последние 3-4 года взаимовыгодные хозяйственные связи, так и установить новые, создав благоприятный торговый, таможенный и иной режим, сделать прозрачными границы – на благо наших граждан. Подобное сотрудничество поможет не только макроэкономической стабилизации, но и прорыву в определенных приоритетных областях.
4) Сотрудничество в духовной, религиозной, культурной, научной областях.
Конференция поможет выработать взаимоприемлемые формы гуманитарного обмена. Она будет способствовать остро необходимому духовному возрождению, которое возможно осуществить лишь сообща. Этому есть серьезные предпосылки, сложившиеся в едином пост-византийском, восточно-христианском пространстве, которые игнорировались и забывались в течение последнего времени.
ТРУДНОСТИ И РОГАТКИ
Очевидны трудности на пути реализации предлагаемого проекта. Духовно близкие народы сейчас серьезно разобщены. Разъединяющее внешнее подчас гораздо сильнее того подспудного, что может объединить.
Разъединяют споры о смежных землях (Грузия и Осетия, Молдавия и Приднестровье, македонский узел, Крым и Новороссия меж Россией и Украиной и многое другое). Разъединяют взоры, обращаемые к спорящим блокам (так, Югославия была неприсоединившейся, Болгария – членом ОВД, а Греция – НАТО). Разъединяют поиски арбитров на стороне: в Вашингтоне, в Ватикане, в Бонне. Разъединяют и сами «арбитры», овладевшие сполна древним методом divida et impera. (Характерно, что газета про-атлантически настроенных болгарских радикальных демократов «Демократия» уже поторопилась оценить идею Конференции как «руку Москвы»).
Вероятно, поторопятся приклеить ярлычок шовинистической национальной политики. И здесь нам вряд ли помогут ссылки на Достоевского, что «стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только, ...стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите!». Я бы пригласил критиков подойти иначе, памятуя о широком подходе к Конференции: она и не этнически-славянская, и не православно-клерикальная, не направленная против кого бы то ни было. В ней заложено созидание и возрождение.
Наблюдается острое возвращение к присущей нам двухпартийности. Противостояние реформаторов и традиционалистов выступает порою как давний спор западников и славянофилов. Конференция может стать полем примирения и сотрудничества этих партий. Она вовлекает ряд устремлений славянофилов, но использует и современные категории из внешнеполитического арсенала прогрессистов.
П.Чаадаев, который первый теоретически поставил вопрос об особой роли России, возлагал надежды на национальный самоанализ, как «лучшее средство изучать самих себя и радикально излечиться от национальной гордости». Конференция поможет пройти через самоанализ, надеюсь, без крайностей.
Хотя созыв Конференции поможет укрепить внешнеполитическое положение России (так случилось с Крещением Руси), не это главное. Главное в усилиях Конференции, чтобы многополюсность сделала неприемлемой гегемонию. Еще Византия была сильна своей многонациональностью, пересечением племен, культур – при общности духа. Вот почему создаваемый Форум основывается на идеях равноправия, солидарности, открытости. Много еще найдется полюсов сотрудничества и роста: Индия, египетские копты и Александрия, курдские и ливанские христиане, Константинополь и Иерусалим...
Быть может, проявится интерес на Украине, не втянутой пока что в малоперспективный прожект по созданию Восточно-Европейского НАТО (не самая удачная из идей Леха Валенсы).
ОБЩЕЕ
Не пора ли переосмыслить общность интересов и возможностей? Общей, кажется, является наша иррациональность, воображение, неприятие грубого материализма. Не случайно, что выбирая Церковь наши древние эмоциональные правители искали благодати и красоты. Они нашли ее в византийских соборах «Греческой земли». Все это уже весьма растворено в последних десятилетиях, но крупицы остались и проявляются то там, то тут. Впрочем, ныне достижения благ у многих «деловых людей» подчас сопровождаются нравственным опустошением, пошлостью потребительства. В идее же Конференции может воплотиться та известная поэтическая фигуральность и образность», которая просматривается в народном творчестве.
Объединение наших народов может идти вовсе не под политическим или религиозным началом. Я не склонен придавать религиозной идее главное значение в развитии нашего общего пространства. Здесь важны не только религиозные истоки, но и общность культурной среды. Хотя, надо иметь в виду, что религия для византийского пространства вобрала в себя и общественные отношения, и философию, и право, и политику, и мораль. Более того, светская и государственная жизнь серьезно влияла на религию, которая сможет содействовать сохранению нашего единства.
ПОСТ-ВИЗАНТИЙСКИЙ КРУГ
Конференция духовно близких народов – идея неискусственная. Предлагается сделать свободный и разумный исторический выбор, как бывало уже не раз, особенно необходимый ныне – во времена размытости национального облика.
В замысле Конференции просматриваются идеи византинизма. Разве плохо? Ведь именно Византия служила первоначальной питательной средой приобщения России, других народов к развитой культуре. Можно упомянуть хотя бы единство литературы и богослужебного языка. Уже в X веке обычными были и русско-византийские договоры, и торговля, и военное сотрудничество (хотя и не без вероломства).
России близка многокрасочная палитра, полуевропейская, полувосточная природа Византии. Она – своя. Вопрос об отношении России к византинизму возник не из прихоти. Если ограничиться историческим опытом Руси, то мы увидим, что «в переломные моменты ее бытия, на крутых головокружительных виражах каждый раз неизбежно вставал перед нею вопрос об отношении к духовному и культурному наследию Византии». Не случайно, мы унаследовали от Византии «не только глубокий интерес к человеческой личности, но и великий принцип соборности, оказавшийся столь созвучным с укладом жизни и нравственными понятиями...» (И.Экономцев, 1989).
Византийская культура перекликается с европейским средневековьем и даже – с античностью, поскольку Византия была прямой наследницей Древней Греции и Древнего Рима. «Византийская культура не имеет четких границ, ни хронологических, ни территориальных» – признают специалисты (В.Лихачева, 1986). Не случайно, после разгрома Византии турками в середине XV в., традиции ее были продолжены и развиты в самых разных странах, с гордостью считавших себя ее наследницами (Древняя Русь, Румыния, Сербия, Грузия, Болгария и др.).
Поколения воспитывались на одних и тех же прекрасных произведениях искусства. Вот почему близок нам величественный монументализм (независимо от размеров) и задушевность казалось бы разных памятников в разных странах, где удалось побывать: собора св. Софии в Константинополе, церкви Капникарея в Афинах, церкви св. Климента в Охриде, св. София в Киеве, Успенского собора в Москве и т.д.
БЛИЖАЙШИЕ ЗАДАЧИ
Хочется найти согласие внутри России, не то амбиции и напыщенность не позволят сосредоточиться на общем и всё рассыпется в который уж раз. В России к проекту уже подключились такие видные деятели как Е.Амбарцумов, В.Полосин, митрополит Кирилл. Есть интерес в правительственных и деловых круга, ширятся консультации с зарубежными коллегами.
P.S. Автор будет весьма признателен, если у читателей появится желание содержательно отнестись к высказанной идее.