Арман Акопян
Массовое переселение греков на Кавказ началось в XVI веке, когда в результате гонений и преследований со стороны турок-османов сотни тысяч греков покидают территории проживания в районе Понта, Каппадокии и Западной Армении и переселяются в различные уголки Северного и Южного Кавказа, в том числе и в Армению.
Армяно-греческие контакты имеют давнюю историю. Пути двух народов исторически пересекались всегда. Более того, на протяжении веков в Греции образовались армянские этничекие анклавы, а в Армении греческие. По историческим данным, после переселения десятков тысяч греческих крестьян и городского сословия в Армению армянский царь Тигран Великий создал для них все условия существования в армянской среде. Греки жили во всех крупных городах Великой Армении, со временем в значительной степени ассимилируясь с армянским населением. Позже армяно-греческие контакты сформировались в Византии, где правящие династии традиционно имели либо греческое, либо армянское происхождение и были связаны семейными и родовыми узами. Большая часть армян-халкидонитов влилась в общегреческую массу. А греки, проживающие в таких армянских регионах, как Ван, Баязед, Ардвин, Басен, Хамшен, Диарбекир (Тигранакерт) и Эрзерум, сыграли большую роль в формировании новой этнической среды. Это были греки-носители армянского языка и культуры, впоследствии полностью ассимилировавшиеся с местным армянским населением.
Массовое переселение греков на Кавказ началось в XVI веке, когда в результате гонений и преследований со стороны турок-османов сотни тысяч греков покидают территории проживания в районе Понта, Каппадокии и Западной Армении и переселяются в различные уголки Северного и Южного Кавказа, в том числе и в Армению.
Греческое население региона Южного Кавказа принято делить на понтийских греков, то есть выходцев из региона Понта (ныне Турция), урумов, т.е. тюркоязычных греков из Эрзерума, Гюмушхане, Ардвина и других регионов Западной Армении и элинофонов - лиц, владеющих новогреческим языком. Если в Грузии в основной своей массе доминируют тюркоязычные греки, то в Армении проживают понтийские греки. Первые компактные поселения греков в Армении появились после 1763 года, когда грузинский царь Ираклий II пригласил греков-горнопромышленников из Гюмушхане (Западная Армения). 800 семей понтийских греков переселилось на территории нынешней Армении и Грузии.
В последующие годы число греческих переселенцев только возросло. Греки разрабатывали рудники, образовав ряд поселений вокруг предприятий. Так на севере Армении появились Алаверди, Ахтала, Шамлуг, Мадан Бендик, Сисимадан и Армутлк (позже Тандзут). На юге Армении в районе города Капана греки основали поселение Каварт там же построив православную церковь. Самая большая фабрика Капана «Пирдудан принадлежала этническому греку Харлампику Кундурову и его братьям. Ныне Каварт - часть административной территории города Капана. В Нагорном Карабахе греки основали село Мехмана, которое существует и сейчас.
Потомки греческих горнопромышленников образовали к югу от Алаверди и другие поселения: Когес, Ягдан, а в центральной части Армении - село Мис-хана, позже переименованное в Михайловку, а в советское время в Анкаван. В конце XIX века начинается новый отток греческого населения из Османской Турции. Новые беженцы основали греческий квартал в городе Апександрополь, назвав его Урмонц, где вначале было 363 греческих дома. В греческой части города существовала греческая православная церковь. В Александропольском уезде увеличилось также число сельских жителей, которые до начала прошлого столетия проживали в селах Ала-Килиса, Сарибаш, Баяндур и Байтар.
В советское время число греков в Армении также увеличилось. Из сел этнические греки переезжали в Ереван, в города Раздан, Алаверди, Калинино (ныне Ташир), Спитак, Степанаван, Ноемберян и Кировакан (ныне Ванадзор).
С середины 50-х не появляется греческая интеллигенция, греки Армении начинают играть заметную роль в спортивной и культурной жизни Армении. Как правило, этнические греки получали высшее образование и считались высококвалифицированными работниками. На протяжении всей истории проживания в Армении греки создавали смешанные браки с армянами. Поэтому среди греков Армении высокий процент всегда составляли смешанные семьи.
В конце 80-х и начале 90-х землетрясение в Спитаке, азербайджанская агрессия против Армении и Нагорного Карабаха, блокада республики, социально-экономический коллапс привели к оттоку греческого населения. Общее число греков Армении с начала 90-х сократилось на 80% и составило более 8000 человек. Когда-то цветущее и компактное поселение греков севера Армении Мадан опустело. В 1989 году только в Мадане проживало 363 семьи греков, а ныне всего 3 семьи.
Та же учесть постигла большое греческое село Анкаван, откуда только в 1993 году в Грецию переехало 62 семьи, а в 1995 году – еще 45 семей. Ныне в Анкаване проживает всего 3 греческие семьи. Греческое население села Когес в Степанаване эмигрировало на родину еще е 30-х годах прошлого столетия и ныне в селе проживают всего 20 этнических греков. А в другом некогда большом греческом селе Степанавана - Ягдане число армянского населения доминирует. Тем не менее, Ягдан вместе с селением Бендик по-прежнему считаются самыми большими греческими населенными пунктами страны.
Произошла также существенная внутренняя миграция. Из сел и городов Армении значительное число греков переехало в Ереван, где действуют греческие культурные центры и общественные организации. Относительно большое число греков проживает в городах Ванадзор и Алаверди, где действуют греческие общественные объединения. Многие греки Алаверди до сих пор работают на Алвердском опытно-промышленном заводе цветных металов. Резко сократилось число греков села Бендик, а также гордов Ахтала и Шамлуг.
Миграция почти не затронула греческую общину города Ноемберяна, где проживают бывшие жители снесенного греческого села Армутлы-Тандзут. Греческое население имеется в городах Гюмри, Ташир и Туманян. Армяно-греческие семьи южно встретить почти во всех сёлах вокруг города Алаверди, в том числе, в Санаине и Одзуне.
Знаменитые греки Армении Сергей Меркуров, Георгий Гюрджиев, Константин Хаджиев и многие другие являются частью нашей истории, в которой всегда играли особую роль. Примечательно, что за последние годы небольшой процент родившихя в Армении греков и их потомки возвращаются в Армению. Где бы ни находились греки Армении, их память хранит и трепетно бережет духовную связь с бывшей родиной, где у многих до сих ор остались дома, родные села и города.