ИСЛАМИЗИРОВАННЫЕ ГРЕКИ ТУРЦИИ
Арман Акопян
По разным оценкам, численность мусульманских греков в Турции достигает 700 тысяч. Как правило, греки мусульманского вероисповедания делятся на несколько групп. Из-за насилия и давления, оказанного на христиан острова Крит в период османского ига, тысячи греков были вынуждены принять ислам и ассимилироваться с прибывшими позднее турками. Этой группе исламизированных греков присуще турецкое самосознание. Они проживают в южных и юго-восточных районах Турции – в Айдыне, Анталии, Денизли, Мерсине, Искендеруне, а также в Чанаккале, Маниса и Текирдаге. Исламизированные греки с острова Крит обосновались в Турции в 1908г. Их численность достигает 300 тысяч. Самоназвание этой группы – Girit Musulmanlari. Значительная часть исламизированных греков, перебравшихся с острова Крит, проживает в захваченном Турцией так называемом Северном Кипре, где они почти ассимилировались с местными турками.
В Турции мусульманские греки также проживают в прибрежных районах Черного моря – от Самсуна до Ризе. Особенно плотно исламизированными греками заселен так называемый бассейн Черной реки, где поголовную смену вероисповедания среди понтийских греков и амшенских армян начал Мехмед Куруфоглу, который вместе с янычарами не раз вторгался на эти территории и в течение 10 лет проповедовал ислам. Принято считать, что понтийские греки стали менять веру в середине 16 века, однако религиозное давление особенно усилилось в 18 веке, в результате чего множество греческих населенных пунктов были полностью исламизированы.
По оценкам турецкого журналиста, публициста греческого происхождения Омера Асани, численность исламизированных понтийских греков достигает 300 тысяч, а по другим оценкам – 500 тысяч. Согласно многим авторам, в бассейне рек Балтачи и Солакли в настоящее время есть много селений, в которых говорят на искаженном греческом. Гасан Умур, который также занимается вопросом исламизированных греков, отмечает, что население города Трапезунда и сегодня в основном состоит из тюркоязычных греков. В одном из справочников 1977г. издания отмечается, что исламизированные греки составляют 70% населения Трапезунда. В другом справочнике 1987г. издания отмечается, что греки мусульманского вероисповедания сосредоточены в Трапезунде, Самсуне, Орду, Гиресуне, Ризе, Фатсе, Уние, а также в районах Тониа, Сюрмене, Чайкари, Узунгел и Шерихо. Исламизированные понтийские греки составляют большинство также в Мачкале, Торулу, Яглдере, Санта, Кромни и районе Оф. Понтийские греки, проживающие в районе Оф, отличаются от своих соотечественников тем, что являются более фанатичными мусульманами.
Что касается других групп исламизированных греков, то в центральных районах Турции также существуют общины, которые, однако, ассимилировались с турками. Такие общины прежде существовали в Кесарии, Малатии, Себастии, Амасии, Конии. В районе Каграман большинство составляют так называемые греки-каграманлиды, которые, в свою очередь, делятся на две группы. Первая исповедует христианство, хотя полностью тюркоязычна и еще в 1920-х годах эмигрировала из Турции, обосновавшись в разных районах Греции. Другая группа каграманлидов была исламизирована в период Османской империи и почти полностью ассимилировалась с турками и юрюками.
Кроме вышеназванных групп, мусульманские греки проживают также в других районах Турции, однако их не много и они почти ассимилированы. До сегодняшнего дня в некоторых городах Турции есть кварталы, жители которых, согласно местным, раньше были христианами: в большинстве своем это греки и армяне. Районы с проживающими там исламизированными греками греческие журналисты отмечают также в Антиохии – Искандеруне, Самандаге и Алтынзю.
Многие исследователи в своих работах об исламизированных греках отмечают, что еще во времена Византийской империи процессы турецко-греческой и греко-турецкой ассимиляции были довольно активными. В результате чего, уже после падения Византии, на территории империи проживали тюркские племена греческого вероисповедания, а также принявшие ислам греки.
А туркменское племя Чепни, обосновавшееся в прибрежных районах Черного моря, сыграло большую роль в изменении самосознания греков. И сегодня часть греков Трапезунда отличается от других групп исламизированных греков более тесными связями с туркменами Чепни. Многие исследователи отмечают весьма экстремистское отношение исламизированных греков к христианам, несмотря на то обстоятельство, что они сами еще 2-3 века назад исповедовали христианство. Например, Марашли является одним из тех фанатично религиозных сел Района Оф, в котором со стороны мусульманских греков обучение исламу началось еще в 1737г.
Большинство проживающих в Турции исламизированных греков разговаривает на искаженном турецком. На греческом наречии острова Крит сегодня говорят лишь пожилые, и то не во всех районах. Часть понтийских греков говорит исключительно на турецком, а другая – на греческом. Например, жители сел Чайкари и Оф даже в молельнях используют только греческий. Однако эта группа греков четко дистанцирует себя от остальных греков, называя себя «туркосами», свой язык – «ромаика», а греков в целом – «оромеос».
Проживающие в Турции исламизированные греки показали признаки активности в начале 90-х годов прошлого столетия, когда многие молодые люди в поисках своих корней пытались обосноваться в Греции, однако этот процесс не стал массовым. В результате возрождение национального самосознания почти иссякло. Только в последний период некоторые турецкие ученые, историки, журналисты греческого происхождения начали говорить об исламизированных греках, возбудив интерес турецкого общества к этому вопросу.
Еще одна группа исламизированных греков, также депортированная с Крита, проживает в Ливане и Сирии. В свое время эта группа греков обращалась к султану Абдулу Гамиду с просьбой поселить их в Левантийской области. Султан принял программу переселения, и в 1896г. в Сирии был основан первый населенный пункт, который в честь султана был назван Амидие. Теперь там более 3000 жителей, 60% которых составляют исламизированные греки Крита. Последние проживают также на севере Ливана, в городе Триполи, где их количество, по разным сведениям, достигает 8000. Примечательно, что живущие в Сирии и Ливане греки-мусульмане создают свои семьи внутри собственной общины и, в отличие от других своих соотечественников, депортированных с Крита в Турцию, сохранили греческий язык и обычаи.