НОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА Виталий Недельский
Мир в настоящее время входит в процесс глобальной цивилизационной трансформации, в которой из существующих цивилизаций, в той или иной мере развитых, рождается новая цивилизация. На планете варится цивилизационный суп, ингредиентами которого являются существующие цивилизационные парадигмы, мировые религии, модели государственных строев, выдержавшие испытание историей. Все признаки говорят о том, что такой переход начался. Продолжаться он будет не менее от 100 до 300 лет.
Сегодня налицо кризис Западной цивилизации, пытающейся установить мировое господство на идейной основе понятий свободы и демократии; на экономической основе через доминирование капиталов, международных финансовых организаций, преследующих политические цели, через подавляющее превосходство транснациональных корпораций; на военно-политической основе через постоянную угрозу военного вторжения и бомбардировок силами НАТО (читай – США) для установления более понятного и лояльного для Западной цивилизации государственного строя (читай – политической марионетки или вассала). Недаром Соединенные Штаты считают себя наследниками великой Римской империи, копируя не только ранние республиканские традиции Рима, но и имперские традиции Цезарей. Однако общеизвестно, что военная имперская власть Цезарей, укрепив слабеющую страну, привела ее в итоге к моральному разложению и дальнейшему распаду. Великого Гая Юлия Цезаря сменил Август Октавиан, Августа – печально известный Калигула (российская история помнит нечто подобное с императором Павлом, так же, как и Калигулу – убитым офицерской знатью через четыре года царствования). Благоденствие Клавдия сменилось кошмаром Нерона. Далее последовал распад на Западную и Восточную империи и падение под ударами тех, кого называли варварами. Тысячелетие Рима соответствует сроку жизни других великих империй, но сегодня время бежит быстрее и, наверное, сегодня исторические периоды короче в несколько раз. Все явнее выявляются некоторые признаки вырождения, которые живут рядом с молодыми и здоровыми силами государства. (Можно возразить на это – посмотрите на Россию – а что она? – по-прежнему ищем соринку в глазу других государств, даже уже и не соперника нашего, настолько он мощнее по большинству параметров, а в своем глазу и леса из бревен не замечаем? Замечаем, и тем больнее наше собственное уродство и деградация. Поскольку легче себя увидеть со стороны – попробуем оценить процессы вовне и спроецировать их затем на свою страну, для определения своего реального в них места и роли. Это также поможет оценить свои ошибки, прежде всего идейного и стратегического характера, поскольку вопрос в цивилизационной плоскости предполагает стратегическое целеполагание.) Одна из причин кризиса заключается в том, что попытка установить монополярный мир, не признающий многообразия культур и цивилизаций, неизбежно обречена на провал. Вся мировая история говорит о том, что для успешного “оцивилизовывания” других народов, необходимо общее для всех основание, несомненные выгоды от перехода в новое лоно, а также определенное культурное “родство”, без которого процесс перехода будет восприниматься эмоционально враждебно. Сегодняшний процесс навязывания западной демократии и либеральной экономики, как единственного образца для подражания (несомненно, успешного в своих странах и в свое время, но для определенных культурных оснований) постепенно приведет к кризису в самих носителях этой идеологии, не говоря уже о достаточном количестве примеров неуспешного применения ее в странах с иной цивилизационной идентичностью. Вообще, для разных стран и в разные периоды совершенно различные и противоположные политические и государственные устройства несли в одинаковой степени благо и вред. Также очень сильно зависело всегда от политических личностей, которые выражали собою власть, единолично или коллективно. Так корректно ли говорить о каком-то наиболее совершенном строе? Не будет ли более правильно сказать о том, что степень совершенства политического строя измеряется его соответствием времени, месту, историческому периоду, предшествующему строю (“эффект маятника”) и определенному набору критериев политической, государственной, общественной гармонии? Только при совпадении этих “реперных точек” строй способствует гармонизации жизни его граждан и взаимодействию с соседями, обеспечивая его внутреннюю и внешнюю безопасность на определенное время. Только на определенное, ибо все меняется и завтра для другого выросшего в стране поколения и другого внешнего окружения может понадобиться другой строй и другая система управления. Кстати, Рим дает нам в этом свой пример – в периоды внешнего вторжения или внутренних смут сенат назначал диктатора с неограниченными полномочиями для разрешения проблем. Благородные мужи, коих очень много было в Римской истории (без этого она не была бы великой) успешно справлялись с возложенной на них миссией и слагали с себя властные полномочия, передавая их вновь сенату. В этом была известная мудрость, поскольку коллективный орган хорош для неторопливой и вдумчивой работы по совершенствованию строя и порядка, когда же нужны быстрые решения и беспрекословная дисциплина, словом, когда идет война – жизненно необходимо единоначалие. В связи с этим, разумно было бы предположить, что люди, живущие в различных культурных и цивилизационных платформах должны быть уверены в своей свободе выбора наиболее оптимальной именно для них формы политического правления и экономической модели, разумеется, при продолжении процесса формирования единого глобального экономического и информационного пространства. Глобализацию нельзя отрицать, это явление объективное, такое же, как и научно-технический прогресс. Те, кто будут избегать процесса глобализации, как объективного явления, обречены на стагнацию и вымирание. Наоборот, активные нации должны своим внутренним эволюционным процессом строительства собственного государства и цивилизации опережать течение глобализации, противостоять превращению этого процесса в унификацию по западному (даже проще – североамериканскому образцу). Итак, один из важнейших признаков новой цивилизации – безусловное признание важности многополярного, многоконфессионального, поликультурного мира. Умение в нем жить – условие безопасности для себя и соседей. В этом залог выживания человечества перед лицом тех глобальных опасностей, которые стремительно и грозно к нему приближаются. Источники этих опасностей – разрушающаяся экология и геобиоценозы, внешний непознанный космос, внутренние конфликты (религиозные, этнические, экономические), горы накопленного смертоносного оружия, способного многократно уничтожить все человечество, мутации смертоносных вирусов. Для преодоления будущих глобальных бед необходимо привлечение всех лучших сил человечества. Наивно было бы думать, что все эти проблемы решит Америка, своими 3% населения Земли, небогатыми на таланты. Кроме того, богатая и сытая жизнь в иллюзии безопасности отнюдь не способствует росту пассионарности, скорее – наоборот. Правда, катастрофа 11 сентября 2001 г. внесла свои коррективы в общественное американское и западное сознание. Другим признаком должно стать преодоление проблем сегодняшней цивилизации – для начала преодоление в теоретико-методологическом и философском плане. Для того, чтобы сделать – надо знать – как. Одна из проблем, характерных для большинства цивилизаций – постоянное качание в формах политического устройства от демократии к диктатуре. Чистая демократия, как власть “демоса”, всего дееспособного населения, – такая же утопия, как и коммунизм. Диктатура, способная решать узкоконкретные задачи, например, на период войны, в мирное время, как правило, вырождается в политического урода, коверкающего жизнь своего народа. Другая проблема – в оптимальной мере управления экономикой со стороны государства. Чистый, абсолютный рынок приносит безусловный вред, так же, как и полностью плановая экономика. Где золотая середина и метод поиска постоянного равновесия в зависимости от меняющихся условий? Акробат в цирке, удерживающий на своей голове шест со своим партнером – постоянно двигается, удерживая равновесие. Так и правительство должно непрерывно балансировать и искать блуждающую точку равновесия в постоянно меняющемся мире. Вот еще одно важное основание новой цивилизации – умение жить в меняющемся, нестабильном, стохастическом мире. Поиск и совершенствование формы устройства и управления, при котором риски нестабильности и способы ее компенсации были бы эффективны и в то же время не отнимали всех сил и ресурсов. Умение управлять сложным многопараметрическим и многомерным процессом в условиях постоянных изменений. Искусство постоянно меняться самим и изменять форму управления, форму совместной жизни, форму своего взаимодействия с Природой, ориентируясь на постоянные знаки, указывающие куда не надо идти. Сетевая, гибкая, подобная нейронной сети структура цивилизации, не завязанная на один центр выработки решений, но в то же время подчиняющаяся заложенным в нее внутренним правилам, чутко улавливающая и быстро реагирующая на внешние и внутренние сигналы система. Какой идеологии подчиняется наша нервная система на своем уровне? Какая, соответственно, должна быть управляющая идеология для нервной системы цивилизации? Вот достойное направление мысли для коллективного разума, представителей конфессий, не претендующих на единственно верный взгляд на мир и Путь. Тем более, что Всемирная Сеть формирует ныне физическую структуру для несения миссии управления новой цивилизацией. Необходимо дать ей главное – идеологию и миссию. Это было бы очень легко сделать перед угрозой вторжения инопланетян или падения на Землю метеорита. Смертельная эпидемия с обезображенными трупами на улицах была бы хорошим подспорьем организоваться так, чтобы не убивать друг друга. Людям необходима видимая воодушевляющая цель или смертельная опасность, перед лицом которой отступают и становятся мелкими проблемы дележки буханки хлеба со своим соседом. Надо сделать так, чтобы, в принципе, остался ты, твой сосед и буханка хлеба. Сегодня есть ряд грозных глобальных факторов, на которые необходимо обратить самое серьезное внимание. И это даже не перечисленные выше опасности, перед которыми мы стоим. Основная, неосознанная пока проблема в должной степени – ускорение исторического и социального времени. Два примера. Академик Капица С.П., работая в Римском клубе над проблемами глобальной экологии и последствиями ядерной зимы, заинтересовался вопросами глобальной демографии. До него проблемой демографии занимались, в основном, в рамках отдельных стран, взгляд же на демографические изменения всего человечества дает любопытную картину, ложащуюся на нить нашего исследования. ”Только когда мы смотрим на общую картину, мы видим устойчивый путь развития человечества. Чем меньший масштаб явлений мы берем – отдельное государство, город, – тем больше там случайностей, то есть того, что математики называют хаосом” . Основная закономерность, подмеченная известным физиком и популяризатором науки – в сжатии исторического времени. Каждый новый период в истории человечества короче предыдущего в 2,5-3 раза или в число е=2,72 раза, как говорят математики. Время истории сжимается, но этот процесс достиг своего предела – дальше сжиматься оно уже не может. Этот процесс лимитирован средней продолжительностью жизни человека. Со времен зарождения человеческого общества, длительность исторических периодов сокращалась и достигла периода 35-40 лет – время смены поколений или среднее время активной работоспособной жизни человека. Отношение между длительностью каждого исторического периода и временем, отделяющим его от нашей эпохи, оказывается постоянным. Например, Средние Века продолжались тысячу лет, а после их окончания прошло пятьсот лет. Капитализм насчитывает около двухсот лет, а социализм в варианте Советского Союза прожил около 70-ти лет. Сжатие времени ведет к изменению масштаба времени жизни людей. С одной стороны, периоды исторического времени становятся все более короткими, с другой стороны, увеличиваются средняя продолжительность жизни людей и сроки их социального взросления. Это ведет к резкой смене условий жизни в течение одного поколения. Люди из одной исторической эпохи как бы перемещаются в другую. Сейчас мы не способны жить быстрее: природа человека не может адаптироваться, хотя “и жить торопится и чувствовать спешит”, как сказал поэт. Результатом этого состояния и является исторический переход, для которого характерны краткость, синхронность и охват всего человечества. Ускорение развития человечества отмечали и Бродель, и Конрад, и Дьяконов. Савельева И.М. и Полетаева А.В. в книге “История и время. В поисках утраченного”, разбирая концепцию времени, приходят к выводу, что следует говорить о двух типах времени: физическом, ньютоновском времени, или “времени часов”, и историческом времени. Сейчас мы подходим к концу сжатия именно социального, исторического времени. Мы уже дошли до точки максимального сжатия, после которой начинается перелом. Сознание людей воспринимает этот перелом болезненно. Это глобальный процесс, а глобальной политической воли пока не существует. Кроме того, полного понимания глобальных демократических процессов у ученых и политиков также нет. А политика без понимания ни к чему хорошему не приводит, у нее очень короткий временной горизонт. Человечеству как будто задан определенный график развития, и изменить его мы не можем, мы даже понимаем его с большим трудом. Такие изменения в демографии и информации происходят впервые – физики называют подобные процессы “фазовым переходом”. Одним из ярких свидетельств неравномерности перехода, проявлением его в эмоциональной сфере является терроризм. Второй пример. Период удвоения научно-технического прогресса, начинавшийся с тысячелетий, достиг срока в те же 35-40 лет – т.е. срок смены поколения или срок активной жизни человека. Наступает какой-то новый резонанс, когда в течение жизни одного поколения изменения в его жизни происходят тотальным образом. Например, автор родился и окончил среднюю школу и поступил в институт при Советском Союзе. За последние 15 лет изменилось очень многое – государственные строй, идеология, страна, денежная система, приоритеты и ценности, способы зарабатывания на жизнь и т.д. Идет новый исторический период глобальных мировых изменений, на осознание которых практически нет времени, т.к. оценить события, находясь в их гуще, почти невозможно, после их прохождения начнется новый исторический период и злоба дня опять захлестнет сознание, которое пытается сохранить или найти целостность при постоянных изменениях окружающей среды. Конечно, так называемые вечные ценности остаются неизменными. Семья, дети, любовь, старость, смерть, дружба – эти понятия являются якорем, который не дает кораблику сознания улететь вместе с ветром перемен. Однако сегодня необходима какая-то новая реакция на этот резонанс помимо рефлексии. Необходимо измениться, чтобы осознать, что означает этот ускоряющийся процесс и до какой степени он будет продолжаться? Не может же он быть равен двум минутам? Наверное, эти условные тридцать-сорок лет близки к пределу, который может выдержать человек, его психика и возможности. Если мы уже близки к пределу, то у нас два выхода – погибнуть или измениться. Есть третий путь – изменить сам процесс, но вряд ли мы на это способны, ведь он для нас носит характер закона, как гравитация. Представим себе, что сила гравитации непрерывно растет, причем с ускорением. Для наших прадедов она была равна числу g, для дедов – 2g, для нас – 4g, причем мы уже с трудом ходим и это предел, для наших детей это будет равно 8g, и мы точно знаем, что их скелет этого уже не выдержит. Что мы должны делать? Придумать для них некие технические приспособления для жизни, скафандры? Или переселить их на другую планету? Или дать яду, чтобы не мучались? Может быть, не все так плохо, эсхатология неблагодарное занятие, однако любая система безопасности построена на принципе – необходимо иметь прогноз развития событий и расчет, план действий при развитии любого варианта, необходимый запас прочности. Лучше перебдить, чем недобдить, да простит меня читатель за ненаучную терминологию. Итак, что означает этот процесс ускорения исторического времени? Что он несет человечеству и каждому человеку в отдельности. Если это опасность, то как от нее защититься? Вот вопросы, на которые важно найти ответ. Хорошим тоном является закончить работу выводом. Однако, по мнению автора, иной раз необходимо закончить работу вопросом, чтобы получить в дальнейшем правильный ответ.