Тайоц ашхар один из неописуемо красивых уголков нашей колыбели в Армянском нагорье. В какойто период истории услаждал своей прохладою царей армянских, выбравших этот край в качестве летней резиденции. Тут же было и место сбора войска царского. Некогда славящийся своей неприступностью, он часто служил надежным укрытием от бесчисленных врагов. Этот кусочек земли армянской, имеющий естественные границы благодаря окружающим его высоким горам и горным грядам, и по сей день притягивает к себе вожделенные взоры. (См. иллюстрации на цветном вкладыше).
Тайоц ашхар или просто Тайк [2] расположен в среднем течении бассейна реки Чорох*. В древности, греки называли его Акамсис, а армяне Box. Являясь жизненной артерией для местного населения Чорох, со множеством бурных притоков берущих начало в горах, образует глубокие и извилистые ущелья, благодаря которым покорение Тайка во все времена было делом нелегким.
Истоки реки далеко на юго-западе вне Тайка. Пронизывая Тайк, Чорох несет свои воды на северовосток, вливаясь в Черное море близ города Батум. В верхнем течении принимает большой правобережный приток, именуемый Чормайри, берущий начало у одноименной вершины в горах Капуйт [4]. Вверх по течению количество зелени быстро убывает, горы становятся голыми, деревья растут в основном в населенных пунктах и на возделываемых участках земли. В среднем течении ущелье Чороха довольно узкое, на большом протяжении носит каньонообразный характер, а коегде является настоящим каньоном. Благодаря бурному течению и встречающимся в этих местах порогам, реку облюбовали “водные туристы” из России, присвоив ей четвертую, а местами пятую категорию сложности. Начиная с 1997 года здесь стал активно развиваться “водный туризм rafting”. В пик паводка (апрель-май, ноябрь) сплав по ним — довольно увлекательное и опасное приключение. “Адреналин” такое название присвоили туристы первому порогу на каскаде в месте, где мощный слив высотой в 6 м на отрезке 10 м приравнивает опасное путешествие к самоубийству [6]. Здесь по берегам встречается довольно много дикого инжира и граната. В нижнем течении река разливается настолько, что дает возможность на отдельных участках возделывать рисовые поля.
Северо-западные границы Тайка прикрывают горы Пархар (см. фото 1), наиболее высокие горы Восточно-Понтийского хребта. Ветры, начинающие дуть поздней осенью с отрогов этих гор, получили название Пархрци, что в словаре в сравнении с персидским barkrizi толкуется как “ветер осеннего листопада” [6]. Название Пархар [7] (по Страбону* Paruadrhz, Paracoauraz) предположительно происходит от иранского paruhvaura = pouruxvaura – “полная благоденствия”, которое в Авесте было дано горам. Отсюда происходит согдийское bагхаг, “святое место, храм” и персидское farxar, что в лирических стихах означает “место счастья, безмятежности, текущих вод и теней” [9]. Примечательно, что слово Пархар сохранилось также и в армянском календаре, дав название тринадцатому дню месяца [10]. Наивысшая точка всей Понтийской горной системы, находящаяся в Пархарских горах – Качкакари, имеет высоту 3932 м. Горы богаты полезными ископаемыми, благодаря чему в этих краях издревле была значительно развита добыча металлов [12].
Благодаря своему местоположению, между Черным морем и долиной реки Чорох, климат в Пархарских горах влажный, что способствует богатой растительности. До 500 метров над уровнем моря косогоры покрыты цитрусовыми и чайными плантациями. Далее начинаются смешанные леса с преобладанием каштана, бука и граба. Постепенно их вытесняет сосна, пока не становится единственным видом дерева, достигающим предельной высоты в 2000 м (см. фото 2). На этой высоте и выше встречаются маленькие высокогорные озера глазки (см. фото 3), привлекающие своей первозданностью любителей “горного туризма”. Далее до границы снегов раскинуты альпийские луга (см. фото 4). Мелкие ручейки, образующиеся вследствие таяния ледников, сливаясь образуют левый приток Чороха – Пархар [13].
С юга Тайк прикрыт горами Цахкавет, а с юго-востока горами Мецрац. С отрогов всех этих южных гор, пополняя воды Чороха, берут начало обильные притоки наиболее крупного правобережного притока Олти [14]. У Олти, в свою очередь, есть свои притоки.
Левобережный большой и водообильный Тортум [15] протекает по глубокому и в некоторых местах узкому ущелью. Тортумское ущелье (впрочем как и весь Тайоц ашхар) «издревле славилось вином, виноградом, оливками и разнообразными плодами, которыми обеспечивало соседние гавары» В верхнем течении в месте слияния с малым правым притоком Казаренс находятся развалины древней крепости Тортум (см. фото 9), как бы охраняющей начало дивного ушелья. В среднем течении Тортума, из-за мощного обвала, вызванного землетрясением в 1791 году, образовалось озеро [17] (см. фото 5). Благо оно не затопило находящийся невдалеке один из замечательных памятников старины – монастырь Ошк (см. фото 13). В этом живописном ущелье севернее Ошкванка сохранился еще один примечательный монастырский комплекс Хахуванк [18] (см. фото 16). В нижнем течении Тортум, вытекая из озера, под землей пробив туннель, у подножия горы ниспадает с 70 метровой высоты, образуя трехступенчатый водопад шириной до 45 м. (см. фото 6). Этот поток направили в турбины. Спуск от озера по крутому серпантину до здания ГЭС занимает 30-40 минут, что, как и в случае с Чорохом, привлекает любителей острых ощущений. В 4-5 км от Чороха Тортум смешивает свои воды с Олти, являясь ее левобережным притоком.
Олти, в месте слияния со вторым по величине притоком, именуемым Бердик или Банак, разливается на ширину до одного километра. Оба названия возникли благодаря памятникам архитектуры, расположенным на противоположных берегах. Первое название заимствовано от крепости Бердик на левом берегу, а второе – от большого некогда величественного храма Банак (см. рис. 11) на правом [19]. Этот приток, в свою очередь имеющий левый приток Партез, берет свое начало на западных отрогах гор Кармир порак, защищающих Тайк с востока.
В тех же горах, но немного севернее, где изза большого количества родников местность заболочена, в местечке Криакунк [20], берет начало река Кура. В отличие от всех остальных описанных рек, образующихся в горах, окружающих Тайк, она не смешивает свои воды с Чорохом, а течет через весь Кавказ, вливаясь в озеро “Каспийское море”.
На данном историческом этапе Тайк находится в Турции, разделенный между четырьмя илами (вилайетами): Артвинским, Карским, Артаанским и Эрзрумским.
II. История
Первые свидетельства о Тайке встречаются в ассирийских и урартских клинописях, как о стране называемой «Дайаэни» [21] или «Даяени» в ассирийских, и «Диаухи» или «Диауехи» в урартских.
Ассирийские источники. В анналах времен правления царя Ассирии Тиглатпаласара I (11151077 гг. до н.э.) неоднократно упоминается страна Дайаэни. Она входила в состав военно-политического союза 23-х «стран» Наири и играла существенную роль в антиассирийской коалиции и даже, по мнению Я. Манандяна [22], в какой-то период возглавляла этот союз. Это хорошо отражено в описании похода IV года правления Тиглатпаласара [23]. «...23 царя стран Наири велели собрать в своих странах колесницы и войска и поднялись против меня на войну. Я надвинулся на них в ярости моего грозного оружия, я, как наводнение Адада, учинил истребление их многочисленного войска... Всех царей стран Наири я захватил живыми. Этих царей я помиловал и спас им жизнь перед Шамашем, моим владыкой, я освободил их от плена и уз. Я заставил их присягнуть моим великим богам в службе мне на будущее время, навеки, на рабство. Сыновей их, царственных отпрысков, я взял в заложники. Я наложил на них дань – 1200 коней, 2000 голов крупного рогатого скота (и) отпустил их в их страны... Сени, царя страны Дайа(э)ни, который не склонялся перед Ашуром, моим владыкой, пленным и связанным я увел в мой город Ашур, но помиловал его и отпустил из моего города Ашура славящим моих богов, чтобы он славил их за спасение жизни...» [24].
Следующие упоминания страны Дайаэни имеются у царя Ассирии Салманасара III (859-824 гг. до н.э.). Второй поход III года его правления описан в нескольких надписях: на монолите из Тушхана (современного Карха): «...Вышел из Сухму и спустился к стране Дайаэни, покорил Дайаэни до пределов ее, разрушил, снес и сжег огнем их поселения, взял многочисленный полон их, имущество их и богатство... »[25] и на «Черном обелиске» из Немрута.
Наиболее интересная для нас надпись находится на шеду (см. фото 12) дворца ассирийского царя Салманасара III и относится к первым шестнадцати годам его правления. «В XV год правления я пошел на страну Наири. У истока Тигра я высек изображение моей царственности на скалах гор, где выходит вода, записал на нем победу моего могущества и пути моей отваги. Я прошел перевалом Тунибуни, поселения Араму Урартского до истока Евфрата я разрушил, снес, сжег огнем. Я подошел к истоку Евфрата, принес жертву моим богам, оружие Ашура омыл в нем. Асиа, царь Даяни (Даяени) обнял мои ноги. Подать и дань я получил от него, сделал изображение моей царственности и поставил его в городе» [26]. В описании событий (846 г.) подчеркивается факт получения дани от дайанского царя Асиа на границе его «страны» у истоков реки Евфрат.
Урартские источники. Смена вектора давления для Дайаэни-Диауехи произошло в последней четверти IX в. до н.э. Это было обусловлено усилением Биайнили-Урарту (царства Араратского), нового «центра кристаллизации» армянского этноса. Царь Биайнили-Урарту Менуа (810-780 гг. до н.э.), проводя активную объединительную политику родственных, но разрозненных племенных образований на территории армянского нагорья, присоединил к трону в числе прочих Диауехи, приведя к покорности его царя Утупурши(ни).
«Бог Халди направился со своим оружием на могущественную страну Диауехи....
«Менуа говорит: Завоевал (я) страну Диауехи, город Шашилу(ни), город царский, завоевал (я) в битве. Страну сжег (я), крепости (разрушил?). Дошел (я) до горы Шеше, города Зуа(ина). Город Утуха...
«Менуа говорит: Утупурши(ни), царь Диауехи. явился передо мной, обнял ноги (мои), повергся ниц; отнесся (?) (я к нему) милостиво (?), одолел (?) (я его) под условием (выплаты) дани. Дал (он мне) золото (и) серебро, дал дань. Тех пленников’(?), (которые) возвратились (к нему), вернул (он) полностью(? ).
«Менуа говорит: ... двух царей оттуда (я) удалил – (царя) страны племени Балтулхи (и царя) страны города Халдириулхи; (какие только были) в стране укрепленные цитадели, оттуда (их я) отторгнул...». Далее следует формула проклятия разрушителям и осквернителям надписи [27].
В отличие от ассирийских надписей, не упоминающих названия царских городов и вообще населенных пунктов в Диауехи, биайно-урартские надписи дают нам названия трех городов страны Диауехи – Шашилу(ни), Зуа(ина) и Утуха. Кроме того, Шашилу(ни) [28] – царский город страны Диауехи.
Ко времени похода Менуа, Диауехи представляло собой еще не полностью оформленное племенное объединение, в составе которого выступали страна племени Балтулхи и страна города Халдириулхи [29].
Сыну царя Менуа Аргишти I (786-767 гг. до н.э.) пришлось закреплять достижения отца в Диаухе (см. карты № I30 и 2). Первый же поход 1-го года правления Аргишти I (786 г. до н. э.) был направлен на северо-запад. Полон и добыча на территории племенного объединения, возглавляемого Диаухи, составили: 15(?) тысяч 181 отрока, 2 тысячи 734 воина(?), 10(?) тысяч 604 женщины, 4 тысячи 426 коней, 10(?) тысяч 478 голов крупного рогатого и 73 тысячи 770 голов мелкого рогатого скота. В продолжении текста Аргишти I рассказывает об оскоплении четырех царей племенного союза, возглавляемого Диаухи, и назначении на их место новых правителей областей (наместников). Не остался без наказания и сам диаухийский царь, которого Аргишти поработил и затем пощадил под условием выплаты дани, которая составила: 41 мину” чистого (?) золота, 37 мин серебра, 10 тысяч мин медип, 1000 верховых лошадей, 300 голов крупного и 10 тысяч голов мелкого рогатого скота. Кроме того, была установление ежегодная дань: (?) мин золота, 10 тысяч мин меди, (?) быков, 100 коров, 500 овец, 300 верховых лошадей.
Второй поход 2-го года правления Аргишти I (785 г. до н. э.) вновь был направлен на северозапад. На этот раз Аргишти I крайне недоволен поведением царя Диаухи, который, по-видимому, осмелился не выполнить свои обязанности по отношению к Биайнили-Урарту, поэтому был отстранен от власти, «в тот же год воинов (я) собрал, направился на страну племени Диауехи, царя Диауехи царем не (?) сделал. Завоевал (я) страну Шериази, города (я) сжег, крепости разрушил. Дошел (я) до (?) города Путе, соседнего (?) (со) страной Биа(ни), страной Хуша(ни). Подчинил (я) затем страну Тариуни. Направился (я) на страну забахайцев, завоевал страну забахайцев. Дошел (я) до (?) города Узинабитарна, до (?) горы Сиримутара. Затем (?) город Макалту(ни) страны Ига (ни) (я) одолел (?). Пришел (я) в страну Эриахи. Направился (я) на страну Абуни. Завоевал (я) город У репу (ни) – город царский страны Уитерухи » [33].
После 19-го года правления Аргишти I (768 г. до н. э.) в урартских письменных источниках Диаухи более не упоминается.
Резюмируя ассиро-урартский период упоминаний можно сказать следующее:
А. страна входила в состав военно-политического союза 23-х;
В. как минимум была одной из лидирующих в союзе;
С. после усиления Урарту пыталась вести независимую политику, создав свой союз [34];
D. была весьма богата залежами золота, серебра и меди;
Е. нам известны названия трех городов: Шашилу(ни) – царский город, Зуа(ина) и Утуха;
F. нам известны имена трех царей:
Сени ~1111 г. до н.э.;
Асиа ~846 г. до н.э.;
Утцпурши(ни) 809-785 г. до н.э.
Греческие источники. В античной литературе упоминаний значительно меньше, чем в ассиро-урартский период. Первые сведения дает Ксенофонт35 (Xenojwn) (ок. 430-355/4 гг. до н.э.), избранный статегом отступающей наемной армии греков. В четвертой и пятой книгах ‘’Анабасис”-а автор повествует о том, как миновав реку, названную Фасис, греки вступили в области, где жили независимые племена таохов и халибов, и подошли к р. Арпа. С боями (IV, VI,5) пройдя эти страны, они поднялись на высокие горы и оттуда увидели Черное море. Из повествования видно, что таохи36 (Taocoi) не считались подвластными (V, V, 16) Ахеменидской Персии, хотя бывали наемниками (IV, IV, 18) в армии сатрапа Армении, т. к. слыли отважными и воинственными. Приводится любопытный факт об укреплениях таохов: “...поскольку таохи жили в укрепленных местах, куда они и перенесли весь свой провиант. (2) Когда (эллины) добрались до одного места, которое не было городом и где не было даже домов, хотя там собрались мужчины и женщины и много скота...” (IV, VII, 1 и 2).
Диодор Сицилийский [37] (Diodroz , Sikeliwthz) (ок. 90-21 гг. до н.э.), описывая (XIV, 29,1) маршрут отступления десяти тысяч греков, при перечне местных племен несколько расходится с Ксенофонтом. По его сведениям, “...эллины направились в сторону реки Фасисм. Проведя здесь четыре дня, свой путь продолжили по земле хайойев (Caoi) и фасианов [39]”. В отличие от Ксенофонта, Диодор таохов называет уже хайойами (читай хайами – Г.П.).
Согласно Страбону [40] (Strabwn) (64/63 г. до н.э. 23/24 г. н.э.), жители Армянского нагорья, в том числе и Тайка, были одноязычны и говорили по-армянски.
Армянские источники. В период господства Ахеменидов территория бывшего Армянского царства была разделена на две административные единицы – 13-ую и 18-ую сатрапии. Тайк входил в 18-ую. В III в. до н. э., после распада греко-македонской империи, возродившееся Армянское царство династии Ервандидов охватило и область Тайка.
При Арташесе I Тайк вновь был присоединен к Великой Армении (Ш»Н РіЫщ). В составе Армении Тайк находился как во времена правления марзпанов, так и при владычестве арабов.
Впоследствии до III в. н. э. Тайк был царским уделом и служил местом расположения войск Аршакуни.
В 230-х годах царь Армении Хосров I Великий большую часть Тайка подарил в наследное пользование нахарарскому роду Мамиконянов – в будущем наследных спарапетов Армении. Лишь гавар Боха (Булха) с центром Болберд, принадлежал княжескому роду Димаксянов [41].
В V-VI вв. Тайк стал центром ряда национально-освободительных движений против Сасанидского Ирана. Опираясь на Византийскую империю, руководители восстаний Мамиконяны и их сподвижники, укрепившись в Тайке (так как он славился естественной труднодоступностью лесистых гор и неприступных крепостей), дали достойный отпор персидским войскам [42].
После второго раздела Армении в 591 г. между Византией и Персией, Тайк вошел в Византийскую империю. По указу императора Маврикия (582-602 гг.) новые административно-территориальные образования в основном были переименованы [43] . Так появилось новое название Тайка – Глубинная Армения [44].
С середины VII в., когда начались походы арабов, Тайк, покинутый византийскими войсками вошел в состав Армении, возглавляемой Теодором Рштуни [45].
К этому времени относится труд армянской географии VII века, Армения по “Ашхарацуйц”-у. «Большой Айк имеет пятнадцать палых земель, которые:
............... Четырнадцатая (земля) Тайк, соседняя с Гугарком, богата замками и крепостями, имеет восемь гаваров: (гавар) Кол в восточной части, откуда бьют родники реки Кур в селе, называемом Криакунк. И река Кур (отсюда) течет на запад через вытянутый гавар Артаан, потом сворачивает на север и спускается в (гавар) Самцхе, после чего сворачивает на восток до самого Каспийского моря. А от гавара Кол на запад находятся (гавары) Бердацпор, Партизацпор, Чакк, к востоку и на юг от которого (находятся) Булха, Вокале, Азордацпор гавары со своими (одноименными) речками, которые, сливаясь, впадают в реку Box. От этих гаваров на запад (гавар) Арсеацпор, на склонах Пархарских гор, откуда течет река Box, которая, приходя из (гавара) Спер, протекает через крепость Тухарк, в (гавар) Кларджк, а отсюда в (землю) Егр и, протекая гавары Нигал, Мрул и Мрит, вливается в Понтийское море, которое егеры именуют Акамсис, а халтийцы — Какамар” [46] (см. карту № 3).
В конце VII в. и в начале VIII в., спасаясь от преследований арабских завоевателей, ряд армянских княжеских домов находил пристанище в горных районах Тайка. Тем самым Тайк вновь становится центром уже антиарабской борьбы, вновь возглавляемой Мамиконянами. Стольным градом Мамиконянов все это время был поселок Ишханац, где в VII в. был построен величественный храм Ишхан (см. фото 15).
В конце VIII в., после восстания 773-775 гг., ослабление Мамиконянов и их уход с политической арены Армении, как следствие неравной борьбы, привело к переходу родовых владений к княжескому роду Багратуни. Во владениях Мамиконянов обосновывается их свояк Васак Багратуни и сыновья его брата Саака Багратуни – Ашот Мсакер и Шапух. Васак Багратуни закрепляется в гугуркском гаваре Кларджк, в крепости Артанудж (см. фото 7 и 8), которую благоустраивает и превращает в центр своего наследственного поместья. Вместе с ним на северо-западных окраинах Армении обосновывается и Ашот Мсакер, овладевший замком Каламахи, находящимся недалеко от села Ишхан, некогда резиденции наследственных владетелей Глубинной Армении Мамиконянов. Остатки же рода Мамиконянов подались в Вирк [47], а остальные нашли убежище в неприступных лесистых горах Глубинной Армении, в частности в гаваре Арсеацпор. Там еще длительное время сохранялись ветви некогда большого рода Мамиконянов – Торникяны [48] и Чордванелы, но уже в качестве вассалов Багратуни, которые найдя точки взаимопонимания с арабами, получили от халифата Тарой, отторгнутую у Мамиконянов Глубинную Армению и другие земли. К этому времени епархиальным центром становится Чордванк (см. фото 14).
Арабские летописцы IX-Х веков эти земли не разделяли от Ширака, поскольку и те и другие являлись собственностью армянских Багратуни, они так и назывались «Сирадж-Тайр», т. е. Ширак-Тайк.
Армянские, византийские и грузинские источники. Уже к X веку ветвь тайкских Багратуни, принявшая халкидонизм [49] и ставшая вассалами Византии, имела высокие титулы, пожалованные императором. Таким образом, возникло куропалатство Тайк. В это время столицей является город Ухтьяц или Ултис (ныне Олти).
В конце X века из рода Багратуни [50] в Глубинной Армении знаменательной политической личностью становится «куропалатм Тайкский» – Давид (960-1000/1 гг.), который был одним из наиболее влиятельных лиц среди армянских и грузинских князей. С ним считались не только армянские, грузинские, но и византийские властители и императоры. При Давиде не было случаев нападения на куропалатство Тайк. Наоборот, границы расширялись и благоустраивались. В годы его правления край процветал и отстраивался. Так по свидетельству Асогика: «Давид был великим строителем церквей» [52].
Царствовавшая в этот период в Византии «македонская» (армянская) династия достигла вершин своего могущества [53]. Византийский император Барсег II (Василий II – 976-1025 гг.) активно действовал и на западе, подчинив себе Болгарское царство, и на востоке, подтачивая мощь халифата. Император, ставя перед собой задачу подчинить себе также Армению, проводит эту политику с помощью Давида-куропалата, причем первой же жертвой политики Византии, вслед за Тароном [54], становятся владения самого Давида. Не имевший наследников Давид-куропалат был вынужден императором составить завещание, по которому после его смерти императору возвращались не только полученные им в благодарность за помощь Византии в подавлении восстания Варды Склира (979) гавары с городом Маназкерт, но и передавалось его наследное имение – Глубинная Армения [55]. После смерти Давида (1000/1 г.) территория его куропалатства была «присоединена» к Византии [56], которая стала более целенаправленно проводить политику насаждения халкидонизма в среде местного армянского населения.
На основе «присоединеного» Тайка создается фема Ивирия, которая вместе с Тароном становится плацдармом для дальнейших устремлений на восток. Из десяти известных нам по имени правителей фемы Ивирия шестеро были армянами-халкидонитами и, кроме того, два представителя армянохалкидонитской знати выполняли административные обязанности в феме [57].
В 1064 г. под ударами сельджуков пал Ани, в 1071 – Маназкерт. Византия продолжает отступать, оставляя противнику почти всю Малую Азию. Последним правителем фема Ивирия был Григорий Бакуриан, отпрыск рода Мамиконянов-Торникянов [58], также занимал пост катепана Востока (Ѕбсініс ІсЁ»ЙЗу) [59]. После катастрофического поражения Византии в битве при Маназкерте в 1071 г. армянские земли в том числе и Тайк перешли под власть турок-сельджуков.
На рубеже XII-XIII веков объединенные армяно-грузинские силы во главе грузинских Багратуни освободили Тайк [60]. Все это происходит на фоне мощного подъема грузинского царства, подпитываемое и поддерживаемое такими влиятельными армянскими родами как Закаряны (ветвь Арцруни), Орбелианы (ветвь Мамиконянов) и т.д.
В середине XIII века после татаро-монгольских завоеваний и падения царства грузинских Багратуни, Тайк остался в составе чалского атабекства.
Армянские и турецкие источники. По турецко-персидскому договору 1590 г. Тайк вошел в состав Ахалцихского пашалыка Османской Турции.
В XVII веке местное население, состоящее в большинстве из армян-халкидонитов, подверглось насильственной исламизации, когда в условиях “выбора” между мечом и Кораном, целые деревни и районы были вынуждены переходить в мусульманство. Армяне-монофизиты продержались вплоть до последнего переселения 1921 г.
В XVIII-XIX веках сменившим веру армянам, под угрозой смерти был навязан турецкий язык.
История с насильственной исламизацией повторилась в 1820 г. Объективно констатируемые факты подтверждают, что уже в этот период геноцидная политика турецкого правительства проводилась в трех основных формах: 1) ассимиляции; 2) изгнания; 3) уничтожения. [61]
После русско-турецкой войны в 1877-78 гг., по Сан-Стефанскому прелиминарному мирному договору [62] большая часть Тайка перешла к Российской империи.
В 1918-20 гг. эти районы вновь перешли к Турции.
фото 1-2
фото 3-4
фото 5-6
фото 7,8,9,10
фото 11,12, 12.1
фото 13, 14, 15
фото 16-17
фото 20-21
фото 22, 23 ,24, 25
Использованная литература:
[1] Из дошедших до нас географических описаний ашхара можно выделить три наиболее подробных: 1) у неизвестного армянского автора в труде VII в. (подробнее см. прим. 2 и 45 и карту № 3); 2) у Акона Карнепи в труде от 1643 г. (см. прим. 14); 3) у Вахушти Багратиони в труде от 1746 г. (см. прим. 17).
[2] По рассчетам академика С. Еремяна территория наханга Тайк составляла 10.179 км2. Тайк состоял из 8 гаваров: Кол, Бердацпор, Партизацпор, Чакк, Бо.гха, Вокале, Азврдашюр и Арсеацпор (подробнее см. прим. 45 и карту № 3).
[3] Длина реки – 438 км, площадь бассейна – 22 тыс. км2, средний расход воды – 285 м3/сек, питание смешанное.
[4] Наивысшая точка м гора Чормайри, 3255 м.
[5] Стоимость 10-12 дневного тура, не считая билет туда и обратно, колеблется в пределах S800. (См. http://www.teamgorky.ru/ , http://www.vengrov.ru/6/6.html или http://windoms.sitek.net/~ksv/CHOROH97.HTM). В турах предусмотрены посещения архитектурных памятников, в том числе церкви Чордванк (см. фото 14) (потурецки Dortkiuse). (Подробнее читай в номере соответствующем памятник)’).
[6] Հ.Աճարյան – Հայերենի արմատական բառարան, հ. 4, Եր., 1979, էջ 62; см. также Նոր Բառգիրք Հայկազեան լեզուիґ Վենետիկ, 1836-7; Գիրգ Վաստակազ, Վենետիկ1877, էջ 97, 153, 177:
[7] Название Пархар перешло также на реку, село на реке и на церковь (см. фото 17) в этом селе.
[8] См. прим. 40.
[9] Հ.Աճարյան – էջ 62; Е. Benveniste — Bulletine de la Societe linguistique de Paris: № 85, стр.7-8; Hьbschmann – Armenische Grammatik, Leipzig, 1895-7, p. 66-67:
[10] В классическом армянском календаре месяцы, дни месяцев и часы дней не нумеровались, а имели собственные имена.
[11] Ныне турецкое название горы Качкар распространилось на все горы Пархар.
[12] Известно, например, что урартский царь Аргишти I в одном из походов в качестве дани получил здесь 20,5 кг золота, 18,5 кг серебра, несколько десятков тысяч кг меди и т. л. (см. ниже в разделе истории).
[13] Длина реки – 56 км; питание – ледниково-дожлевос.
[14] Прежнее название реки в армянских летописях – Ухтьяц или Улпис, в верхнем течении – Бyлxa или Боха. Является наиболее крупным правобережным притоком Чороха. Протяженность – 144 км; питание – ледниково-дождевое.
[15] Прежнее название реки в армянских летописях – Азорд. Старое название левого притока – Вхик. Принимает множество мелких притоков. Протяженность – ок. 112 км.; питание – ледниково-дождевое.
[16] Մանր ժամանակագրություններ կազմ Վ. Հակոբյան h. 1-2, Եր., 1951-56: Յակոբ Կարնեգի – Տեղեգիր Վերին Հայոց գլուխ Ա, /8բ/ http://www.digilib.am’ text hakob kamelsi b leghagnilhm glukh 001.html
[17] Озеро Торту.» находится на высоте 1009 м над уровнем моря. Очеро покрывающее пространство в 8 км2 – продолговатое, длиной в 12 км и шириной в 1 км, в глубину достигает 100 м.
[18] О монастырях Ошкванк и Хахуванк: а также о других памятниках читай в разделе культовой архитектуры в последующих номерах. Из имеющегося ряда исследований, касающихся в тон или иной степени истории и архитектуры Тайка, которые будут упомянуты в соответствующих местах, хотелось бы выделить работу Тирана Марутяна посвятившего свой труд вопросам именно культовой архитектуры Tайка. Տ.Մարուտյան – Խորագույն Հայք, Եր., 1978; Т. Марутян – Архитектурные памятники, Пр., 1989, глава III (Архитектурные памятники Глубинной Армении), стр. 144-240.
[19] Լ.Մելիկսետ-Բեկ – Վրաց աղբյուրները Հայաստանի յեվ հայեչի մասին, Եր, 1955, հ.Գ, (ԺԸ-ԺԹ դդ.), (Վախուշտի Բագրատիոն' արքայազն - Սամցխե-Սաաթաբագո-Կլարջեթի պատմություն, Եր 84,85):
[20] (Букв. по-арм. К/у/риакунк — истоки Куры)
[21] Название страны Дайаэни идентично Диаухи – урартских, Таохов – античных, Тайк – древнеармянских, Тао – грузинских источников.
[22] Հ.Սանանդյան – Երկեր, հատ. Ե, (в статье “Сообщения хеттских, ассирийских, урартских и древнеармянских источников о Хайаса-Аззи”) Եր., 1984, стр. 539.
[23] Среди всех надписей, оставленных Тиглатпаласаром I наибольшей информативностью по отношению к походам царя на север и северо-запад обладают надписи на глиняных призмах, заложенных в фундамент храма.
[24] Б. Б. Пиотровский – Ванское царство (Урарту), М., 1959, стр. 45. См. также И. М. Дьяконов – Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту, Вестник древней истории, М , 1951, 2, стр. 273-274; Е. A. Wallis Burge and L. W. King – Annals of the Kings of Assyria, 1, London, 1902, стр. 35.
[25] Հ.Սանանդյան – Երկեր, հատ. Ե,, (в статье “Маршруты походов Салманасара III и Саргона II против Урарту”) Ьр., 1984, стр. 455. См. также И. М. Дьяконов – Вестник древней истории, стр. 295. Ср. Е. Schrader – Keilinschnllliche Bibliothek, 1, 1889, стр. 150 и ел.
[26] И. М. Дьяконов – ВДИ, № 2-4, приложения, стр. 300).
[27] Н. В. Арутюнян – Биайнили (Урарту). Военно-политическая история н вопросы топонимики. Ер., 1970, стр. 158. Надпись Менуа из Язлыташа (в районе Эрзерума)
[28] Г. А. Меликишвили – Урартские клинообразные налписи (Вестник лревней истории, М., 1953, № 1-4; 1954. № 1, приложения). Надпись из сел. Зивин (№ 36), рассказывает о захвате города Шашилу. названного в надписи Языл-таш (№ 37) царским городом большой страны Диауехи; см. также И. И. Мещанинов – Надпись Менуа из Зивина (Доклады АН СССР, серия В, 1931), стр. 69; Г. В. Церетели – Урартские памятники Музея Грузии, Тбилиси. 1939, стр. 43;
[29] Г. А. Меликишвили – Днауехи (Вестник древней истории, М., 1450. № 4), стр. 26-42.
[30] Карта взята с сайта www.ancient.holm.ru/urariu03.html.
[31] Мина – мера веса в Ассирии и Урарту. В среднем равна 505 1раммнм.
[32] Эта древняя горная область, как известно, богата залежами руд многих металлов, чем и следует объяснить значительное развитие здесь металлургии.
[33] Н. В. Арутюнян – Хорхорская летопись Лргишти I // Эпиграфика Востока, VII, 1953, стр. 8687. См. он же – Биайнили (Урарту), стр. 191.
[34] Как замечается, при Аргишти I племенной союз, возглавляемый Диаухи, уже окончательно оформлен. Не случаен тот факт, что в одном случае диаухийский правитель Утупурши вынужден был униженно представиться урартскому царю Менуа, обнять его ноги и т. д., а в другом – царю Аргишти I до конца оказывают должное сопротивление не только сам диаухийский парь (который был порабощен), но и правители отдельных областей и племен. Тем самым мы имеем имя последнего паря Дайаэни-Диауехи, правившего довольно длительное время, как во время царя Менуа, так и при его сыне – Аргишти I.
[35] Քսենոֆոն – Անաբասիս, թրգմ. Ս.Մ.Կրկյաշարյանի, Եր., 1970, էջ 94, 99, 101, 103, 122:
[36] Таохи, племена жившие в бассейне реки Чорох, давшие название 13-му нахангу Армении Тайку. (Հ. Մանանդյան – Քննական տեսություն հայ ժողովրդի պատմության, հ. 1, Եր., 1944, էջ 72; Թ.Խ.Հակոբյան – Հայասանի պատմական աշխարհագրություն (ուրվագծեր) Եր., 1968, էջ 260)
[37] Դիոդորոս Սիկիլիացի – Պատմական գրաարան /Հատվածներ/: (Օտար աղբյուրները Հայաստանի և Հայերի մասին հ. 14, հին Հունական աղբյուրներ, հ. Բ, թրգմ. բնագրից, առաջաբան և ծանոթագր. Ս.Մ.Կրկյաշարյանի), Եր., 1985, էջ 67:
[38] Под названием Фаснс подразумеваются верховья реки Араке.
[39] Фасианы, по-видимому, племена, жившие в верховьях реки Араке (Фасис). От их названия н произошло название исторического гавара “Басен”, в 12ом нахаше Армении Айрарат. Հ. Մանանդյան – Քննական տեսություն հայ ժողովրդի պատմության, հ. 1, Եր., 1944, էջ 72;):
[40] Ստրաբոն – Աշխարհագրություն, (Օտար աղբյուրները հայերի մասին 1, Հունական աղբյուրներ 1, քաղեց և թրգմ. Հ. Աճառյան), Եր., 1940; Страбон – География, пер. и предисл. Г. А. Стратановского, Л., 1964.
[41] Подробнее о Мамиконянах и Димаксянах читай в последующих номерах. О Димаксянах см. Եղիշե – Վարդանի և Հայոց պատերազմի մասին, Եր., 1971; Մովսես Խորենացի – Պատմուտիւն հայոց, Վենետիկ, 1881; Ղազար Փարպեցի – Հայոց պատմություն, Եր., 1982; Մովսես Կաղանկատուացի – Պատմուտյուն Աղվանից աշխարհի, Եր., 1969.
[42] Եղիշե – Վասն Վարդանաց., Վեցերորդ յեղանակ, էջ 120; Ղ. Փարպեցի – Պատմուտիւն հայոց, գյուխներ‘ ԽԱ, ԾԳ, ԿԲ, ԿԸ, ՀԵ, ՀԹ, ՁԱ, ՁԶ:
[43] Иов. Драсханакертци – История Армении, Ер., 1986, стр. 80.
[44] Հ. Հիւբշման – Հին հայոց տեղւոյ անունները, Վիեննա, 1907. Латинское название «Armenia Profunda» – «Глубинная Армения».
[45] Յովհաննու կաթողիկոսի Դրասխանակերտեցւոյ Պատմութիւն Հայոց, Թիֆլիս, 1912.
[46] Ս.Տ.Երեմյան – Հայաստանը ըստ ՙԱշխարհացույց՚-ի (Փորձ VII դարի հայկական քարտեզի վերակազմության ժամանակակից քարտեզագրական հիմքի վրա), Եր., 1963; (Перевод отрывка из «Ашхарацуйц»-а и адаптация карты наханга Тайк на русский азык – автора статьи Г.П.).«Ашхарацуйц» – первый труд эпохи феодализма (VII в.), продолживший вслед за трудом Птолемея традиции античной географии и занимающий ведущее место в мировой литературе по картографии, географии. (См.: «От редактора» в книге Ս.Տ.Երեմյան – Հայաստանը ըստ). По мнению академика С. Еремяна, данный труд принадлежит перу неизвестного автора. Первоначально приписывался Мовсесу Хоренани, а затем Ананиа Ширакаии. (См. также прим. 2).
[47] Подразумеваются Орбеляны. Линаритяны. Туманяны. Ս.Տ.Երեմյան – Լիպարիտ զորավարը և նրա նախորդները , // Ն.Մառի անվան կաբինետի Աշխատություններ, հմ. 2, Եր., 1947; C. Toumanoff – The Mamikomds and the I.iparitids, // Armeniaca, Vcnise, 1969.
[48] Ն.Ակինյան – Թոռնիկյանց ճիւղագրութիւնը, ՙմատենագրական հետազոտություններ՚, հատ. Դ, Վիեննա, 1938; Է.Լ.Դանիելյան – Տարոնի և Սասունի ՄամիկոնյաններԹոռնիկյանները (XI-XII դդ..), // Պատմա-բանասիրական հանդես, 1979, հմ.2, էջ. 137-153.
[49] В. А. Арутюнова-Фиданян – К вопросу об армянах-халкидонитах // Вести, обществ, наук АН Армянской ССР. 1971. № 3.; Ее же – Армяне-халкидониты на восточных границах Византийской империи (XI в.). Ереван, 1980; Ее же – Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). Результаты взаимодействия культур. М., 1994.; Հ.Բարտիկյան – Եվստաթիոս Բոյլիսի կտակը (1059), որպես Հայաստանի և Վրաստանի պատմության կարևոր սկզբնաղբյուր, Բանբեր Մատենադարանի, հմ. 5, 1960, Եր.:
[50] Կոստանդին Ծիրանածին – Կայսրության կառավարման մասին: (Օտար աղբյուրները Հայաստանի և հայերի մասին, հ. 6, Բյուզանդական աղբյուրներ, հ. Բ, Թրգմ. բնագրից, առաջաբան և ծանոթագր. Հ. Բարթիկյանի), Եր., 1970, գլուխ 46, ՙԻբերների ծննդաբանության և Արտանուջ ամրոցի մասին՚, էջ 1823.
[51] Куропалат (по латыни сига palatii) в переводе означает попечитель или опекун палат. Византийский придворный чин, пеовоначалыю начальник дворцовой стражи, позже почетная должность.
[52] Ստեթանոս Տարօնացոյ Ասողկան Պատմություն Տիեզերական ՍՊբ1885, ԼԸ, Էջ 266:
[53] А. П. Кажлан – Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI-XII вв., Ер., 1975.
[54] Կ.Ծիրանածին – գլուխ 43, "Տարոն Երկրի մասին" էջ 4-18:
[55] История Византии, т. 3, 1967 г., с. 414 «1000-1001, захват области Тайк в Армении войсками византийского императора Василия И».
[56] Պատմություն Արիստակիսի Լաստիոերցոյ, Եր, 1963, գլ. Ա էջ 22-25; Հովհաննես Սկիլիցես – Համարոտություն Պատմությանց: Շարունակություն: (Օտար աղբյուրներն Հայաստանի եվ հայերի մասին, հ. 10, Բյուզանդական աղբյուրներ, հ. Գ, Թրգմ. բնագրից, առաջաբան և ծանոթագր. Հ. Բարտիկյանի), Եր., 1979, Էջ 75; В. Р. Розен – Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского СПб, 1883, стр. 41
[57] В. А. Арутюнова-Фиданян – Византийские правители фемы “Ивирия” // Вести, обществ, наук АН Армянской ССР. 1973. №2.; Ее же – Армяне-халкидониты на восточных границах Византийской империи (XI в.). Ереван, 1980, стр. 120-129; Ее же – Еще раз о феме Ивирия. Сб. “Кавказ и Византия”, Ер., 1979, № 1.
[58] В. А. Арутюнова-Фиданян – Типик Григория Пакуриана /Ввел., пер., коммент В. А. Арутюновой-Фиданян. Ереван, 1978.
[59] Լ.Մելիկսետ-Բեկ – Վրաց աղբյուրները, Եր., 1934, Հ. Ա, (Ե-ԺԲ Դար), (Անանուն – Գեորգ II յեվ Դավիթ Շինող Թագավորներ), եջ 216; он же – հ. Գ, (ԺԸ-ԺԹ դդ.), (Վախուշտի Բագրատիոն' արքայազն - Վրաստանի պատմուտյուն, եջ 41):
[60] Լ.Մելիկսետ-Բեկ – հ. Գ, (Վախուշտի Բագրատիոն' արքայազն – Էջ 42, 42, 45, 46):
[61] http://forum.turkey.ru/board/common/203.html
[62] http://www.arax.ru/sanstefano.html