После избрания на новый срок действующего Президента Армении, и в преддверии выборов депутатов Национального собрания, представляется уместным возобновить обуждение проекта новой Конституции РА, представленного общественности еще в 2001 году. В данного случае предлагается обсудить вопрос о внесении в основной закон страны положений, определяющих отношения между Республикой Армения и армянской диаспорой, составляющей большую часть нации. Заметим: как в действующей Конституции, так и в ее новой редакции понятие “спюрк” отсутствует. Предлагается в Конституцию РА внести главу
Основные положения о диаспоре 1. Республика Армения исполняет государственно-метропольные функции, обеспечивающие единение армянского народа на своей исторической родине, имея в виду наличие обширной армянской диаспоры, составляющей большую часть нации, проживающей во многих странах мира, подверженной ассимиляции и отчуждению от родины. 2. Республика Армения обеспечивает соответствующие правовые условия, поощряющие интеграционные процессы между родиной и армянскими общинами за рубежом, способствует развитию совместной деятельности общественных, политических, конфессиональных, благотворительных, научных, производственных, культурных, образовательных, молодежных, спортивных и других организаций метрополии и диаспоры. 3. Республика Армения предоставляет каждому армянину и членам его семьи, проживающим за рубежом, преимущественное право репатриировать на родину, стать гражданами Республики Армения без ограничении по какому-либо цензу и гражданского состояния в стране прежнего проживания. Каждому репатрианту предоставляются льготные условия на обустройство и социальную адаптацию на родине. 4. Республика Армения обеспечивает участие представителей армянской диаспоры в работе Национального Собрания по установленным квотам с правом совещательного голоса, избрание которых осуществляется в армянских общинах по правилам, приспособленным к условиям проживания диаспоры. Полномочия представителей в Национальном Собрании от диаспоры определяются необходимостью решения круга задач, обеспечивающих развитие связей с армянскими общинами, сохранение их этнокультурной самобытности на чужбине, правовую защиту общины в международных инстанциях как национального меньшинства государства проживания. 5. Весь комплекс работ по разработке, координации и исполнению государственных программ, относящихся к проблемам армянской диаспоры, осуществляет Государственный комитет интеграции Родина-Спюрк, подчиненный главе государства и обладающий правом законодательной инициативы. Включение приведенных статей в Конституцию создает достаточную правовую основу для успешной реализации процесса интеграции родина-диаспора во всех сферах жизнедеятельности с конечной целью единения нации на своей исторической родине. Статьи по своему содержанию не противоречат международным обязательствам Республики Армения как члена ООН и Совета Европы. Нет упоминания об исторических причинах возникновения армянской диаспоры, а утверждается лишь факт диаспоричности нации и на этом основании устанавливается неотъемлемое право Республики Армения исполнять соответствующие метропольные функции относительно армянской диаспоры в рамках международного права. Решение этой задачи, очевидно, потребует создания исполнительного органа с широкими полномочиями с прямым подчинением главе государства. Назовем этот исполнительный орган – Государственный комитет интеграции Родина–Спюрк, определение организационной структуры которого и должно стать основной заботой Национального собрания и соответствующих ведомств Правительства. Отметим, что предлагаемые конституционные положения основываются на реально существующем факте, который не может быть оспорен кем-либо, в том числе и наследниками Османской империи. В то же время, наглядная достоверность диаспоричности нации, будучи прямым следствием геноцида, депортации и аннексии исконно армянских территорий, не подменяет собой Армянский вопрос, а переводит его в русло конкретной государственной политики, становится неопровержимым аргументом обоснованности и правомерности наших требований к наследникам Османской империи. Кроме того, следует учесть, что обстоятельства возникновения диаспоры вписаны в историю государств проживания армянских общин и, при необходимости, могут быть подвергнуты международной экспертизе с целью определения понесенного ущерба. Выступая с какой-либо законодательной инициативой, наши законодатели, как правило, правомерность и полезность своих предложений обосновывают ссылкой на опыт скандинавских стран, очевидно полагая, что именно эти страны должны служить образцом для подражания, в то время, как эти страны ничего общего с нами не имеют, ни по исторической судьбе, ни по геополитическим условиям, ни по пресловутому менталитету. Однако трудно вспомнить случай, когда в качестве примера для подражания приводились бы Израиль или Япония. Однако именно эти нации, прошедшие экстремальные пороги на выживаемость, должны служить прототипом нашего будущего.
Государство Израиль, в крайне неблагополучной геополитической обстановке, став нацио- нально-государственной метрополией еврейского народа, успешно ведет активную политику единения нации на своей исторической родине. Исходные условия становления государства Израиль были (и продолжают оставаться) значительно сложнее наших, однако достигнутый результат феноменален: на территории 21 тыс. кв. км, где евреев было всего 300 тыс. человек (1947 год), сегодня Израиль стал государством с 6 миллионным населением, состоящим из переселенцев из 100 стран, говорящих на 80 языках. Таким образом, обретя государственность, евреи из Вечных жидов превратились в монолитную нацию. В то время, как мы, приобретя независимость, пополняем армянскую диаспору, превращая собственных детей в Агасферов. Особо отметим, что в Израиле все члены одной семьи приобретают право на гражданство если хотя бы один из них является евреем. Гражданство присваивается независимо от того, сохраняете вы гражданство страны прежнего проживания или нет. Просто ваше прежнее гражданство не имеет какую-либо юридически-правовую значимость – оно пренебрегается. Вы не можете пользоваться правами иностранца будучи гражданином Израиля. Вопрос двойного гражданства пусть заботит других, Израиль этим неозабочен, его задача – вернуть еврейский народ на его историческую родину, после долгого отсутствия. Не менее ярким ориентиром для нас является феномен “японского чуда”, если обратить пристальное внимание на схожесть исходных условий существования. Япония мононациональная (99% населения — японцы), горная островная страна со скудными природными ресурсами (80% потребляемого сырья импортируется), плотность населения (309 человек на кв. км.) в три раза выше нашего (102 человека на кв. км), городское население составляет 75% (Армения 66%). Иначе говоря, по японским меркам Армения может прокормить 9 млн. человек. В японском обществе преобладает культ исторически закрепленных национальных традиций, доминирует общинно-групповая культура взаимоотношений, свойственно ревностное отношение к устоям семьи и дома, строгое соблюдение старшинства на службе и в быту. Японцы предприимчивы, инициативны, изобретательны и настойчивы в своих устремлениях. Благодаря особой системе воспитания и обучения, они умеют самозабвенно трудиться. Наряду с этим, японец – первоклассный воин. Феноменальному скачку в области экономики и современных технологий предшествовало катастрофическое поражение во Второй мировой войне.
Двенадцать лет независимости – достаточное время для раздумий, чтобы сделать решающий шаг в нужном направлении – конституционно закрепить факт диаспоричности нации как результат геноцида, депортации и насильственного отторжения исконно армянских территорий. Лозунг: Армения – родина всех армян, должен получить свою конкретную реализацию. Республика Армения должна взять на себя функции национально-государственной метрополии относительно всего армянства, защищать его интересы независимо от места проживания, без ограничений по какому-либо цензу позволять каждому армянину и членам его семьи быть гражданами своей страны, активно участвовать в созидательном процессе возрождения Родины и защищать ее интересы, полагая, что каждый гражданин несет личную ответственность за благополучие своего отечества и за все деяния своей нации в прошлом, настоящем и будущем. Всякая попытка ограничения или противодействия процессам единения Родины и Спюрка должны квалифицироваться как посягательство на жизнеспособность нации. Нам необходимо перейти в новую систему жизненных координат, в основе которой должны быть: воинствующая национальная идея единения народа на своей исторической родине; тотальная консолидирующая общественно-политическая воля, способная привести в движение все ресурсы и созидательный потенциал нации; прагматическое следование поучительному примеру японского экономического чуда и израильскому опыту создания национально-государственной метрополии, обеспечившей устойчивый центростремительный процесс единения на исторической родине. Только после полнокровного освоения ныне принадлежащей нам родины – Восточной Армении и Арцаха – наш народ сможет приобрести реальные предпосылки решить Армянский вопрос в его полном объеме.